Люди хотят, чтобы их услышали
Кузбассовцы знают, что именно сейчас идет разработка Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года. И каждый может принять участие в ее составлении, отправив предложения на сайт. Но интернет-пространство – это одно, а живое общение – совсем другое. Поэтому с 1 августа началось народное обсуждение проекта Стратегии развития. Помощник губернатора по социальным вопросам Ирина Федорова была в числе тех, кто побывал в самых разных уголках нашего края и услышал предложения земляков. О том, каким хотели бы видеть Кузбасс жители региона, Ирина Федоровна рассказала нашему изданию.
От медицины до газификации
– Ирина Федоровна, такое широкое обсуждение «планов на будущее» в Кемеровской области проходило впервые. Был интерес у жителей? Какие вопросы поднимали люди?
– Безусловно, интерес был. Я встречалась с жителями 16 территорий, во встречах приняли участие более 2000 человек, было внесено 1363 предложения. Больше всего – в Кемерове, тут жители выдвинули 211 инициатив. Мои земляки – люди активные, да и город крупный. Но вообще интерес к обсуждению стратегии был большой в самых разных территориях: юргинцы внесли 180 предложений, в Яшкинском районе – 142. В пятерке лидеров также Анжеро-Судженск (124) и Тяжинский район (102).
Больше всего людей волнуют такие темы: здоровье; создание новых рабочих мест; дороги и их состояние, а также работа общественного транспорта; газификация населенных пунктов. Также задавались вопросы, касающиеся развития спорта, молодежного досуга, строительства и реконструкции школ, детских садов и больниц. И, конечно, волновал жителей вопрос кадров: и в городской, и в сельской местности не хватает медицинских работников и учителей. Это то, что касается общей тематики. Но жителей каждой территории волновали, естественно, и совершенно конкретные вопросы. Так, за разбитые дороги переживают ижморцы. Жителей Яшкинского района волнует отсутствие техники для очистки подъездных путей в зимнее время. Нет средств для работы очень хорошего лабораторного оборудования в больнице Тисульского района: здесь стоит современнейшая техника, но чтобы она работала, нужны расходные материалы. А денег для этого недостаточно. Жители Берикуля (это Тисульский район) переживают, что в августе 2017 года смыто береговое сооружение и дорога подмыта так, что по ней нельзя ходить. А в поселке Комсомольский люди справедливо беспокоятся, что покинутые рудники и шахты стоят незащищенные от населения – а их глубина составляет от 100 до 600 метров. Этот вопрос тоже нужно решать.
Волнует людей и низкое качество угля, который предоставляется для отопления домов частного сектора. Этот вопрос, отмечу, люди поднимали повсеместно: в Топках, Крапивино, Чебуле, Тисульском районе. Плюс – не хватает коммерческого угля. Например, 8 августа, когда мы встречались с жителями Топкинского района, уголь сюда еще не завозился. Сейчас мы эту ситуацию поменяли, уголь есть везде. Тема качества воды волнует жителей Крапивинского района: здесь много железа и бора, необходимо также строить третью очередь водовода в Юрге…
– И, наверное, была масса частных вопросов?
– Меня как раз поразило то, что жалоб и просьб решить личные проблемы практически не было. Может быть, пять-семь от всего количества. Удивительно, что кузбассовцы ставят масштабные задачи, и они – в рамках стратегии. Например, людей возмущает вырубка леса в Кемеровском, Ижморском, Чебулинском районах. У предпринимателей, заготавливающих лес, есть лицензия, но регион никаких средств в бюджет за это не получает. Более того: горе-лесорубы оставляют после себя кучу мусора, веток, опилок, пеньков. Эту ситуацию нужно менять. И Сергей Евгеньевич Цивилев совершенно правильно ставит задачу: необходимо, чтобы все лицензии выдавались только с согласия региона. В том числе об этом временно исполняющий обязанности губернатора Кемеровской области говорил и с президентом России. Владимир Владимирович поддержал ряд таких инициатив, поэтому надеемся, что ситуация изменится в лучшую сторону.
– А были предложения, которые лично вас удивили?
– Их было немало. И многие из них найдут отражение в Стратегии развития региона до 2035 года. Например, сейчас в документе есть предложение ежегодно реконструировать двенадцать старых школ под цифровые. А почему бы не создать такую же программу, но для учреждений дошкольного образования? Это логично, и это – предложение жителей. Прозвучала важная инициатива от жителей Мариинска, Тисуля, Юрги: включить в стратегию реконструкцию загородных оздоровительных лагерей. Пусть будет, скажем, два круглогодичных детских лагеря для ребят севера Кузбасса. Это очень интересная тема.
Еще она тема – дома и дворцы творчества. Сейчас их, образно говоря, задвинули на дальний план. Почему люди с детьми шли в «Зимнюю вишню», а не во дворец творчества? Потому что он тоже должен быть современным, чтобы ребята могли заниматься ментальной математикой, робототехникой и прочим. Мы сейчас начинаем эту работу: в Кемерове открывается детский Технопарк, который станет пилотным для развития детского технотворчества. Нужно открывать и новые школы искусств, причем с участием бизнеса, который ведет застройку новых районов. Всё это очень важные вопросы.
Или вот еще отличные предложения: строить типовые доходные дома на селе для молодых специалистов, что помогло бы решить проблему нехватки врачей, учителей, работников культуры в сельских территориях; возродить практику проведения областных Дней села, по аналогии с Днем шахтера. В последний раз такой праздник проводился в 2012 году… Есть и такое предложение: бюджетным организациям отпускать уголь по себестоимости. В принципе, для угольного Кузбасса это логично. Возник также вопрос о строительстве новых зданий для классических лицеев в Кемерове и Новокузнецке…
Но больше всего, меня, пожалуй, приятно удивило, как люди откликнулись на идею вместе написать план развития. И не просто откликнулись, а действуют! Вот, к примеру, мы собрали документы, которые подтвердили, что в 2021 году исполняется 300-летие начала промышленного освоения Кузбасса. Тут же Мариинск изучил архивы и предлагает в 2020 году отметить 300-летие города – тогда было образовано село Кийское. То есть, разработка стратегии привела к тому, что народ всерьез заинтересовался своей историей.
Нужный диалог
– Вы уже говорили, что ряд вопросов, таких, как нехватка угля, удалось решить сразу же…
– Да. Например, в Ижморке ветераны спросили: почему раньше давали десять путевок в санаторий «Борисовский», а сейчас только одну? Мы пересмотрели этот вопрос и сейчас ветеранам выделили уже семь путевок и еще пять – к Новому году. Более того: департамент соцзащиты посмотрел возможности «Борисовского» и расписал путевки для всех территорий, существенно увеличив их число. Или в Тяжине нам сказали: у нас может быть 100% укомплектованность врачами (когда у других сельских территорий численный состав докторов в среднем – 50-55% от необходимого), если будут две квоты по программе «Земский доктор» для врача-реаниматолога и терапевта. Люди заинтересованные есть… Сейчас заместитель губернатора Елена Ивановна Малышева решает этот вопрос. Жители Кедровки жаловались на нехватку учебников – дополнительные средства на эти цели мы направили в территории…
Были и парадоксальные ситуации. Например, в Чебулинском районе пожаловались, что за переподготовку трактористов им пришлось заплатить частнику 400 тысяч рублей. Как так? Тут же рядом – Мариинск, где есть прекрасный техникум, который готовит комбайнеров, трактористов и не за такие деньги! То есть, недостаточно информации…
– Хорошо, вы услышали предложения. Какова их дальнейшая судьба?
– Сразу же после каждой встречи мы передавали информацию в департамент экономического развития. Они каждое предложение размещали по уровням подведомственности: это – решается на уровне региональном, здесь – компетенция федерации, а какой-то вопрос реально решить и на муниципальном уровне. Ряд из них войдут с состав итогового варианта Стратегии развития. Но могу вас заверить, что ничего не останется без внимания, даже, казалось бы, локальные вопросы. Вот вы видите, что сегодня Сергей Евгеньевич много ездит по Кузбассу, встречается с людьми. И нередко оказывается именно там, откуда поступали жалобы посредством соцсетей. Просто, поймите, вопросов очень много, и одномоментно всего решить нельзя. Но это будет сделано, пусть и не в один день! Приведу пример: 9 мая у Сергея Евгеньевича была встреча с ветеранами, и жительница блокадного Ленинграда Валентина Васильевна Багрова сказала, что на проспекте Ленинградский в Кемерове ветераны недавно установили памятную доску. Просто упомянула. Но вы знаете, что уже во время ПМЭФ Сергей Цивилев встретился с главой Санкт-Петербурга, было подписано Соглашение о сотрудничестве, и 6 сентября на проспекте Ленинградский мы откроем памятник – подарок Санкт-Петербурга…
– 16 территорий за месяц, где вы побывали, это немало. И, наверное, это позволяет сделать общие выводы о чаяниях и надеждах кузбассовцев…
– Для меня, во-первых, очевидно, что власть все-таки маловато говорила с людьми, а жители настроены на диалог и хотят, чтобы их услышали. А во-вторых, становится понятно, что от каких-то реалий и подходов нужно уходить, зато другие вопросы – вытаскивать на поверхность. В первую очередь, те, от которых зависит глубина и содержание жизни.
– А именно?
– Вот, скажем, соцзащита: сейчас во всем мире и у нас в стране культивируется политика «социального сопровождения»: нужно разобраться в проблемах человека и помочь ему двигаться вперед: устроить ребенка в школу, решить вопрос с трудоустройством, оформить какие-то документы и так далее. Это главное! Например, нам нужно увеличивать норматив на учебные расходы на одного школьника – это поможет повысить качество образования. Необходимо увеличивать подушевой норматив ОМС на работающее население. Потому что за 15 тысяч рублей в год вылечить больного человека нельзя… Это можно и нужно делать!
– Ирина Федоровна, вы, насколько известно, даже кандидатскую диссертацию на похожую тему защитили…
– Да, это было еще 1997 году, защищалась в Иркутске. Тема работы была: «Социальная защита в условиях реформирования экономики» по программе «Качество жизни». Мы еще тогда, в 1997 году, пытались реализовать эту программу в нашем регионе, но ситуация поменялась… Просто тогда об этом в России вообще не говорилось. Так что мы были №1… В то время проект пришлось свернуть, но на этот раз, я думаю, всё получится. В первую очередь потому, что этого хотят все кузбассовцы.