Фотография любимой… души
Сын получил весточку с того света: на снимке, сделанном во время отпуска, рядом с ним в кадре появился лик его давно умершей матери.
Необычная съемка Константина Прокопьева привлекла внимание исследователей тем, что запечатлела сверхъестественное. И подвигла искать документу с того света земное, материалистическое объяснение… А тем, кто всегда верил и верит в неразрывную неугасимую вечную связь матерей с детьми и при жизни их, и в разлуке – после смерти стареньких мам, всё и без того было ясно. Покойная мать, появившись вот так, внезапно и необъяснимо на фотографии сына, дала тем самым дорогим людям знак: она любит, оберегает, тоскует… И еще – так она решила напомнить сыну об обещании могилу ее навестить…
Спешка
А случилась эта необыкновенная история с кузбасской семьей из-за обыкновенной предотпускной спешки, когда список срочных последних дел в блокноте, перед отлетом, как всегда и как у всех, оказывается переполнен. И отпускник уже на проверочной рамке аэропорта, при сканировании пассажира и багажа, тоже «на автомате» сканирует в том числе сам себя – листает в голове, что сделано – не сделано, и в последний раз клянется выполнить всё при возвращении… А позже, по приезду, снова окунувшись с головой в работу и домашние дела, незаконченное предотпускное сдвигает и сдвигает.
– Костя перед отлетом действительно хотел, планировал, сделав крюк, заехать на могилку к маме, но не успел, – вспоминает Елена, жена Константина. – А потом вернулся из отпуска. И опять же еще время спустя, вспомнив про сделанную в отпуске фотосъемку, отдал пленку в фотоателье в печать. И, получив готовые фотографии, не только он, все мы поразились. На одной фотографии, там, где Костя, устав от ходьбы по городу, присел на парапет, на набережной, и где он сидит вполоборота, оказались ясно видны за ним большой город, небо, у его ног вверх продолжают идти большие каменные ступени. На первый взгляд, обычное фото любого приезжего в столицу, но… В кадре – крупным планом – еще и лик покойной мамы его – Пелагеи Кирилловны!
И ее лицо – как раз самое главное в кадре. И на фигуру 60-летнего сына лик матери наложен, к его линии сердца прижат…
И вообще покойная мама оказалась снята, стояла в кадре, как живая… И была она – с грустью в глазах, с укоризненно поджатыми губами, словно еще ну чуть-чуть помолчит и скажет: «Эх, сына, сыночек… Что ж обещал – и не заехал?»
А к тому моменту (к фотосъемке Константина в отпуске) Пелагеи Кирилловны уж год как не было на этом свете. И сын у гроба матери обещал, что будет часто навещать могилку ее на кладбище, но не получалось…
И вот потом, рассматривая отпечатанный удивительный снимок из отпуска, родные удивлялись… Покойная мама в кадре – в незнакомом платке. Она почти незаметно, но словно стала чуточку старше. И подобного или точно такого же кадра в прошлом, при жизни Пелагеи Кирилловны, не было.
– Мы все рассматривали фотографию с мамой – и грустно, и радостно было. Мама с небес, получается, с нами ТАК поздоровалась. И напомнила про данное ей слово.
И, конечно, Константин, получив такую весточку, сразу поехал на могилу со словами: «Прости, мамочка!»
Версии
Семья вскоре передала снимок, на котором, при фотосессии сына, появился лик его умершей матери, в новокузнецкий храм святого преподобного Серафима Вырицкого. И за несколько лет к этой фотографии с трепетом прикоснулось уже столько рук… А сколько людей, подержав бережно фото, уходили разбуженными, кто в тихой задумчивости, кто со светлой улыбкой…
– Проявившийся на фотографии лик матери – знамение, – сказал протоиерей Алексей Шульгин, настоятель храма. – Мы назвали фото «Напоминание»… Смысл знамения – духовно – прекрасный, он призывает не забывать матерей. Не думайте, что когда человек ушел из этого мира, он перестал существовать. Он ждет вас и помнит о вас, хочет, чтобы и вы его помнили…
Но, может, загадочный кадр – все же результат какого-то сбоя техники? «Кузбасс» обратился за разъяснением к 85-летнему Алексею Пономарчуку, одному из старейших и известнейших телефотопрофессионалов региона. И, вглядевшись в «объединенный» снимок, заручившись исходными данными, что это не фотомонтаж, что необычное явление снято старым, еще пленочным (и для экспертиз – более точным) фотоаппаратом, Алексей Николаевич сказал:
– Контур женского лица никакими случайными тенями не объяснить. Так что это не тени. И, значит, вариантов всего два. Или это – запечатленная мистика. Или что-то при печатании фотографии случилось, при проявлении-закреплении… Снимков, думаю, было два, на одном – женское лицо, на другом – фигура мужчины. В проявителе тот и этот снимок оказались рядом, слиплись, и могли отпечатки остаться. Хоть это и маловероятно, но что-то такое при печати этой фотографии коснулось… То есть, друг над другом они лежали, во время закрепления, будучи в закрепителе, два снимка слиплись, и раз, отпечаток… Обычно же фотограф, печатая фотографии, переворачивает снимки, теребит, шевелит. А если они один на другом лежали, и раствор туда не доходил, то к концу процесса и мог получиться отпечаток.
– Но ведь такого фотопортрета мамы при жизни в семье не было. Значит, ее прижизненное фото не могло печататься вместе со съемкой сына-отпускника… Значит, эта версия отпадает. А что, если, он снял маму при жизни фотоаппаратом, один кадр, и забыл про ту фотопленку? А прошло время. Мама умерла. Сын, поехав в отпуск, взял старый фотоаппарат, увидел в нем начатую фотопленку, доснял ее, не перекрутив. Тогда могли два кадра наложиться друг на друга? Впрочем, по словам родных, на пленке шла съемка отпускника, и необычный кадр – с мамой – был не первым, а в середине…
– Даже если б он доснял старую фотопленку с уже бывшим на ней первым кадром – прижизненным кадром матери, то новый, сделанный через годы, следующий кадр, уничтожил бы предыдущий. И пропал бы снимок… Так что «объединенная» фотография могла получиться только при печати… И если на фото сына не могло наложиться старое прижизненное фото его матери, значит… В фотоателье, где всегда было и есть много заказов, много работы, при печати могли наложиться друг на друга два не родных, а абсолютно чужих фото, отпускника и… совсем не его мамы. Ведь бывают же на свете похожие люди… Хотя такой шанс – встречи их в жизни и тем более во время печати фотографий – почти невозможен. Да, чудеса…