Тренировка для Герды и Рика

В Кемерове спасатели «Агентства по защите населения и территории Кемеровской области» провели учения, в которых были задействованы специально обученные поисково-спасательные собаки. Вместе со своими хозяевами они отрабатывали навыки спасения людей в условиях техногенных катастроф.
Несмотря на разработанные человечеством технологии, заменить собачий нос мы пока ничем не можем. Отменный нюх позволяет собаке-спасателю находить человека на открытой местности и под завалами, развалинами строений. В Кировском районе близ достаточно крупного и, по-видимому, уже давно заброшенного здания с утра слышен лай. Это подопечные кинологов ожидают учений.
– Собаки-поисковики, как правило, работают в двух случаях: в условиях техногенного завала либо в природной среде, – рассказывает начальник Кемеровской областной поисково-спасательной службы Игорь Сазонов. – В данном случае у нас условия «техногенного завала». Во время тренировочных испытаний мы стараемся делать так, чтобы всё было максимально приближено к реальным возможным условиям.
– Какая вообще польза от поисковых собак, действительно ли они так нужны и так помогают спасателям? – интересуюсь я.
– Собаки, безусловно, нужны, потому что у них чуткое обоняние, они более чувствительны к запахам и в природной среде, и в условиях техногенных аварий. Они — важная структурная единица нашей службы, полноценные сотрудники «Агентства по защите территории и населения Кемеровской области».
На эти учения приехали две поисковые собаки: черный лабрадор Рик и немецкая овчарка Герда.
Рик – сегодня самый опытный из четвероногих спасателей. Любой стресс ему нипочем. Хвостатый поисковик будет демонстрировать свои навыки. Ему предстоит найти двух статистов, которых спрячут под имитированным завалом. Причем так, чтобы пес не видел.
– Кинологи сейчас пока всё подготавливают, прячут статистов, – объясняет Игорь Александрович. – Это второе здание, которое мы решили подобрать для учений. Первое было менее фактурным.

Processed with VSCO with c7 preset
И правда, тут всё выглядит достаточно реалистично. До жути. Груды битого кирпича разбросаны по всему периметру. Под ногами валяются подгнившие деревянные балки, которые после дождя стали скользкими. А трава здесь уже давно вымахала в человеческий рост.
Раздалась команда: «Работай!». Голос собаки раздается посреди этого пустынного места и эхом разносится по округе. Пес пулей улетел в ту сторону, где затаился статист. Местонахождение статиста собака-спасатель должна четко обозначить лаем для того, чтобы кинологам уже не пришлось действовать наугад.
– Скажите, когда вторая собака будет задействована, можно ли побывать в эпицентре событий? – спрашиваю у кинолога Татьяны Хардиной.
– Да, можно. Вторая собака у нас пока только учится. Герда находит людей на открытых закладках. Для неё пока сложно ещё понять, что человек может быть чем-то завален, что его может быть не видно. Она думает, что если найдет человека, то с ней поиграют, похвалят. Пока с ней учимся находить человека, которого видно. Дальше будем делать полузакрытые, закрытые закладки.
– Поиграют?
– Да, уточню, поисковые собаки делятся на «игровиков» и «пищевиков». Конечно, собака ищет не человека, как мы это называем, а именно поощрение, которое ей положено за находку. Для Рика это лакомство, а для Герды – любимая игрушка. Сейчас Рик ищет человека. Как только найдет, он знает, что ему дадут вкусняшку.
Вот он уже уловил запах и устремляется в нужное место. Пес, установив местоположение условного пострадавшего, лаем зовет своего проводника Романа Карпича, мол, нашел, спасай его!

Processed with VSCO with c7 preset
– Обнаружен пострадавший, – раздалось поодаль от нас.
– Сейчас Герда приступит к поиску, — рассказывает кинолог. — Она знает, что если найдёт человека, получит поощрение игрой. Если в тренировочных условиях статист выкидывает игрушку, то в реальных ситуациях, когда «игровик» находит человека, это делает проводник собаки. Рядом с найденным человеком он выкидывает игрушку, чтобы собака понимала, что её поощрили. Герда ещё такая эмоциональная, с ней нужно общаться больше на эмоциях, она это понимает. Когда её хвалишь, проявляя эмоции, для неё это большая мотивация.
– Сейчас вторая собака, – кричат нам.
На площадке кинолог размахивает руками, что-то объясняет волонтерам из корпуса спасателей КузГТУ «Скала» (они сегодня выступают в роли статистов).
Герду привели через несколько минут, показали ее игрушку. И вот статист бежит прятаться. Герда очень быстро находит человека. Далее следует поощрение, её любимая игрушка.
Начальник Кемеровской областной поисково-спасательной службы «Агентства по защите населения и территории Кемеровской области» Игорь Сазонов рассказывает, какие существуют требования для обученных собак при поиске людей: «Работа идет на результат. Но если взять сертификационные испытания, то в течение двадцати минут собака должна найти двух пострадавших в случае природного и техногенного завалов. Буквально три недели назад прошли сертификационные испытания под эгидой МЧС России, это были региональные сборы, где участвовало 42 кинологических расчета. В нашей категории было пять расчетов. Аттестовалось всего три. От Кемеровской областной поисково-спасательной службы аттестовали один кинологический расчет, в который входит спасатель Роман Карпич и Рик. По итогам данных испытаний собаке были выданы соответствующие документы».
Соревнования состояли из трех этапов. Сначала, рассказывает руководитель службы, идет проверка послушания и ловкости, на этом этапе проверяют в принципе собаку, управляема она или нет. Из 55 возможных баллов наш кинологический расчет получил 49,5. Следующим этапом был «природный»: есть два пострадавших, которых надо найти в лесу на определенном участке за 20 минут. Наш кинологический расчет сработал за 4 минуты. Далее — «техногенный» этап. На соответствующей площадке за 20 минут также надо найти двух пострадавших. Наш результат — 3-4 минуты. И данные же результаты были показаны и на этих учениях.
Для собак работа — это некая игра. По словам кинологов, лучше собачьего носа для поиска людей пока не существует ничего.
Кристина Личко.
Фото автора.