Победило душевное увлечение
Борис Васильевич Бурмистров родился в Кировском районе города Кемерово в 1946 году.
На какое-то время в молодости он уезжал из Кузбасса в дальние края. Вернувшись к родным пенатам, работал главным механиком и заместителем начальника стройуправления, заместителем директора завода «Коммунар». Одновременно писал стихи и всё больше увлекался творчеством. Перешёл на близкую душе работу, возглавил областное бюро пропаганды литературы. В 1992-м был принят в Союз писателей России. Через год Бориса Бурмистрова избрали председателем Кемеровского отделения СП. С тех пор он бессменно руководит областным писательским союзом. Лауреат Большой литературной премии России, премии Святого Благоверного князя Александра Невского и других премий. Внес свои предложения в Стратегию социально-экономического развития Кузбасса. Предложил в рамках создания Сибирского культурного кластера возродить творческие десанты в районы области.
– Как началась ваша трудовая биография, Борис Васильевич?
– После школы я окончил химико-технологический техникум. Время было такое: тянула романтика. И вся наша группа, человек двадцать, отправилась в аэроклуб. Вместе с другими пацанами я прыгал с парашютом. Получив диплом механика, два года работал в Прокопьевске. Потом та же романтика потянула «за туманом и за запахом тайги», как в известной бардовской песне. Я уже был женат, родился ребёнок. И вот мы всей семьёй уехали на Крайний Север. Поселили нас в бараке с печным отоплением. Романтика там, конечно, присутствовала, но и трудностей пришлось хлебнуть с избытком. Жену с сыном я отправил на материк, а сам остался. Работал в старательской артели, мыл золото. В это время я жил прямо в тайге, в распадке, где стояла избушка. Работа тяжёлая, по 16 часов в сутки. Не каждый выдерживал и год. А я проработал целых пять лет! Затем я вернулся в Кемерово.
– А когда началось увлечение поэзией?
– Стихи мне нравились всегда, я зачитывался ими. В седьмом классе меня потрясла поэзия Есенина, которого, кажется, тогда только разрешили публиковать. Конечно, поначалу, когда стал писать сам, я подражал, прежде всего, Сергею Есенину. Мои первые стихи были напечатаны в северной газете в 1971 году. О старательской жизни, о природе. Постепенно стало получаться что-то своё… В Кемерове я пришел в литобъединение «Притомье». Мои стихи попали к известному поэту-фронтовику Михаилу Александровичу Небогатову. Он мне прислал письмо: «У вас есть талант, надо работать над собой…» Я начал участвовать в семинарах, обсуждениях. Кроме Михаила Небогатова, мне особенно запомнились Виктор Баянов, Владимир Матвеев, Валентин Махалов, Владимир Мамаев («сын полка» в Великую Отечественную войну), новокузнецкий прозаик Геннадий Емельянов…
– Как случился переход с завода в литературу?
– Победило душевное увлечение. И в семье меня поняли. Хотя зарплата в областном бюро пропаганды литературы, куда я перешёл, была на порядок ниже, чем на заводе. Полгода я был рядовым работником бюро, затем стал руководить им. Зарплата поднялась, хотя всё равно получал в два раза меньше, чем на «Коммунаре». Но ни о чём не жалею. В то время (в 80-е годы) литературная жизнь шла бурно. В драматическом театре проходили ежегодные поэтические форумы при полных залах. Вела их Галина Скударнова. До трёхсот встреч в год мы проводили в школах. Как и вся страна, мы с разными передрягами пережили 90-е годы. Вышли из них с новыми силами. В 2003 году был учреждён Дом литераторов Кузбасса, что позволило поднять организационные вопросы на должную высоту. Год назад у нас появился Кузбасский центр искусств, куда вошел и Дом художников, и наш союз, и союз композиторов. Новое время требует и новых подходов.
– За много лет приходилось, наверное, встречаться и со знаменитостями?
– Конечно! Горжусь тем, что свою Большую литературную премию я получал вместе с Распутиным и Дорониной, мы сидели рядом. Валентина Распутина я знал и раньше. Наше бюро пропаганды как раз занималось приглашением гостей. К нам в Кузбасс приезжали Валентин Распутин, Валентин Сорокин, Виктор Астафьев, Анатолий Парпара, Станислав Куняев, Валерий Ганичев – всех перечислить невозможно. Народ принимал их очень хорошо, слушали выступления с большим интересом.
– Кузбасские поэты регулярно выступали и выступают перед людьми. А сейчас в массах есть интерес к поэзии?
– Интерес есть! Нас постоянно приглашают то библиотеки, то школы, то вузы, то предприятия. Могу сказать, что нынешние слушатели воспринимают стихи гораздо лучше, чем аудитории 90-х годов, которые собирали чаще всего принудительно, и мы, читая стихи, слышали стуки, шёпот, шебуршание. Раньше задавали вопросы так себе, что-нибудь вроде: «Как вы начали писать?». Сейчас школьники слушают стихи внимательно, можно сказать, затаив дыхание. Уточняют содержание, проявляют вдумчивость. Всегда прекрасно настроены на поэзию ветераны. Это самые благодарные слушатели. Поколение, которое выросло на высоких идеалах, которое впитывало в себя хорошие, добрые книги.
– Борис Васильевич, есть ли место литературе в Стратегии развития Кемеровской области до 2035 года?
– Вне всякого сомнения, есть. Должно быть. Литература создаёт нравственность. Задаёт нравственную планку. Человек, совсем не знающий литературы, лишается гуманитарной основы и остаётся невеждой, даже если умеет решать уравнения с тремя неизвестными. И кузбасские литераторы могут и должны влиять на подрастающее поколение. Приведу практический пример. Уже лет 25 действует литературный клуб «Ижморские искорки», который мы (Союз писателей) поддерживаем. Руководит клубом Михаил Николаевич Шеховцов. Школьники пишут стихи, издают сборники. И пусть поэтов среди них будет когда-нибудь всего один-два, интерес к литературе и знакомство с творческим процессом приносят свои плоды – ребята поступают в вузы, некоторые становятся журналистами.
У нас есть свои предложения в Стратегию, мы стараемся найти что-то новое, современное. Но на встрече Сергея Цивилева с творческой интеллигенцией я высказал ту мысль, что и многие старые проекты были неплохими. Например, творческие десанты, когда в район выезжали вместе поэты, актёры, художники с передвижной выставкой и дня два работали.
– Наверняка есть люди, которые читают мировую литературу, но к своей относятся пренебрежительно – мол, что интересного могут написать провинциалы?..
– Да, увы, есть и такие люди… Могу возразить, что местная литература должна существовать. Она и существует. И она не так уж провинциальна. Наша поэтическая школа, как говорил еще Виктор Астафьев, лучшая по сравнению со многими регионами. Это он сказал, когда редактировал сборник «Голоса России». В него попали человек двадцать наших, больше, чем из других областей. Очень сильные тогда были у нас поэты – Игорь Киселёв, Николай Колмогоров, Валерий Ковшов, Иосиф Куралов, Сергей Донбай, Александр Раевский, Любовь Никонова… Человека, который по-настоящему любит стихи, не коробит от того, что автор живет, скажем, в Юрге, а не в Париже. Наши прозаики тоже вносят свой вклад в литературный процесс. Ведь в местной жизни есть явления, которые не понять со стороны. Кто же будет их описывать, как не мы сами? В своё время Гарий Немченко и Геннадий Емельянов стали летописцами такого громадного предприятия, как Кузнецкий металлургический комбинат. Владимир Мазаев с классической силой описывал людей своего поколения. Его персонажи жили в Кузбассе, но могли бы жить в любом другом месте. В этом году мы отметили столетие нашего земляка Василия Фёдорова – выдающегося поэта. А журнал «Огни Кузбасса» имеет, между прочим, статус журнала писателей России. Наши местные авторы и гости, в том числе питерские и московские, публикуются в нём на равных правах. Так что не такие уж мы провинциалы.
Я думаю, что каждые сто лет должен появляться новый роман на тему «Герой нашего времени» и «Отцы и дети». Наша региональная жизнь тоже кипит. И вполне возможно, что на местном материале может получиться произведение, которое идейно выйдет на глобальный уровень.
– Поэт, живущий в Кузбассе, конечно, не мог обойти творчеством малую родину…
Да, я написал стихотворение «Город Кемерово»:
Я тебя никогда, никогда не покину –
Город мой, мой вселенский приют.
Здесь отец посадил под окошком рябину,
Про которую женщины песню поют.
Все печали, невзгоды от сердца отрину,
Что словами пустыми, как бубном, трясти.
Я тебя никогда, никогда не покину,
Даже если придётся когда-то уйти…
И когда в ожиданье замру у порога,
Я найду в себе силы, сумею сказать –
В этом мире одна, есть одна лишь дорога,
Та, что снова нас всех возвращает назад.
К этим вербам, рябинам, причудливым клёнам,
К этим белым берёзам и звонким прудам.
Это место, где я был однажды рождённый,
Никогда, никогда, ни за что не предам.
Евгений Чириков