Чудеса Кузбасса.ЩЕДРЫЕ КУРКУЛИ
16 октября 2010 | Галина Бабанакова
– Исямэсэс!
И еще раз: «Исямэсэс!» – говорю я маленькой деревеньке под названием Куркули.
В переводе с татарского на русский «исямэсэс» означает «здравствуйте». А Куркули, что почти в семидесяти километрах от Мариинска, – деревня, где живут, считай, одни татары. Рахмат (спасибо) им за то, что приняли нас как родных, приглашали в свои дома, рассказывали о себе, о своей родне и предках, которые первыми прорубили сюда просеку.
А было это непросто. Кругом тайга, тайга, тайга. До сих пор до автобусной остановки из Куркулей надо преодолеть расстояние в шесть километров. В саму деревню общественный транспорт не заходит. Однако от «большой земли» маленькие Куркули не отрезаны: курсирует школьный автобус. Он увозит 13 детей в школу и привозит их обратно. Если что, можно добраться до остановки и на этом автобусе. А вообще-то у всех местных жителей есть и свой транспорт. Вот уж где он поистине не роскошь, а средство передвижения. Правда, это в хорошую погоду на машине ехать хорошо, а в ненастье – на тракторе лучше. Но в здешних больших дворах имеется и такая тяжелая техника, необходимая и для передвижения, и для работы. Потому что ленивых в Куркулях нет. Может, отсюда и название. Ведь слово «куркуль» означает «зажиточный крестьянин». При этом жители Куркулей, как мы сразу заметили, гостеприимны, добры и щедры, на стол гостям поставят все, что есть. А если нет чего-то у самих, пойдут в соседский дом. Как любой сибиряк ходит иногда к соседям за хлебом, солью, спичками.
Кстати, про спички. В довоенных Куркулях (по воспоминаниям уважаемых старожилов) не было ни соли, ни спичек. Благо один дед постоянно поддерживал огонь в своей печи. Вот к нему-то и бегали все с чугунками. В них складывали угольки и бережно приносили домой.
Или, например, вот что вспомнила аби (бабушка) Камиля:
– Когда наш отец ушел на войну, то в деревянном ящике еще оставалось немного соли. Но потом она закончилась. Тогда мама стала раскалывать ящик на щепочки. По одной щепочке клала в чугунок, чтобы «подсолить» похлебку.
Сейчас-то, конечно, здесь все солоно хлебают. И похлебка не пустая, наваристая. Опять же потому, что люди в Куркулях живут не ленивые. Огороды засаживают, скотину и птицу откармливают. В ноябре, когда режут гусей, настоящий праздник устраивают. На «гуся» ходят друг к другу, как русские, к примеру, на пельмени. Но спиртное к жареной или запеченной птице не ставят. Гуся кушают не под «градусы», а под задушевные разговоры. Или песни. А уж какой ансамбль в Куркулях! Он не только на весь Мариинский район знаменит.
Как, впрочем, и сама деревня.
– Это ведь настоящий музей под открытым небом! – так восторженно отозвались об этой деревне именитые гости из Москвы. – Ваши Куркули оберегать надо. Немного в России таких деревень с национальными укладами.
Вот и мы сегодня – о том же…
Габидулла был первым!
…Это было в самом начале XIX века. Вместе с другими переселенцами из России в Сибирь прибыли и татары. Власти отвели им земли вблизи села Рубино. А в этом селе жили староверы, не желавшие общаться с пришлыми. Те поняли, что в одном селе им вместе не жить. И стали искать другие места. Но в глухой тайге сделать это было непросто. Однако нашелся смельчак-трудяга. Звали его Габидулла. Так вот, он три дня рубил просеку из села Рубино до подходящего места, и пробрался-таки! Там и избу себе срубил. Благо деревьев вокруг было достаточно. Тут и пихта, и кедр, и лиственница, и береза с осиной.
Примеру Габидуллы последовали и другие семьи. Правда, сами они свой приезд называли разведкой. Потому и не избы вначале поставили, а землянки. В них-то и перезимовали семьиСалигарея, Исмагиля, Шайдуллы, Габдрахмана, Нурхажи, Садыка, Садры. Но и
весной тайгу не покинули. По обе стороны от дома Габидуллы уже свои дома поставили. Лес прямо с корня шел в сруб.
Потянулись на обжитые места и другие переселенцы. Между двух рек (ныне высохших) построилась деревня. Первое упоминание о ней было в 1912 году.
Окрестности здесь, конечно, богатые. В лесу дичь, в реках рыба. Но ведь без труда не вынешь рыбку из пруда. Да и одной охотой не прожить. Вот и начали зарождаться промыслы. Бондари Халимов, Каримов, Нурмухамедов были лучшими в своем цехе. А еще в деревне деготь производили. Меняли потом его на хлеб.
…Примерно в четырех километрах от Куркулей стояли бараки политзаключенных, заготавливавших дрова для мариинской тюрьмы. Потому и назвал народ то место «Бараки». Так вот, политзаключенные – тоже мастера на все руки – обменивались с деревенскими предметами быта (которые сами изготавливали) на продукты. Конечно, связь с политзаключенными была небезопасной, но без этого прожить было трудно.
…Да, рассказывая о первых жителях Куркулей, куркулинцы невольно вздыхают. Потому что и сами они сейчас остались в числе последних. Всего-то восемьдесят человек проживает вдеревне. Зарегистрировано больше ста. Но это повзрослевшие дети, уехавшие учиться. Вряд ли кто-то сюда вернется. Разве что только за тем, чтобы земле и тайге поклониться. Или пройтись по деревянным (!) тротуарчикам. Хотя для приезжих, для нас, например, это экзотика. И для туристов настилы из досок вместо плитки показались бы экзотикой. А сами куркулинцы, как и их дети, уже привыкли, смирились, что цивилизация так и не пробралась к ним в деревню. Это же не отчаянный Габидулла, рубивший просеку…
Сковорода в… приданое
Из поколения в поколение передаются в Куркулях семейные реликвии. У заведующей библиотекой Мугульсум Мухоматшиной таких раритетных вещей несколько. И все – бесценны.
Вот, например, чугунная сковорода. Это – приданое прабабушки Малики. Отец Малики еще в 1860 году выковал эту сковороду.
Еще один прямо-таки музейный экспонат есть в доме Мугульсум – жулпыщ. Это своеобразное деревянное корытце, в котором можно и сегодня просеивать муку, замешивать тесто.
А вот на что в буквальном смысле дышать боится семейство Мухоматшиных, так это на священную книгу – Коран. Сколько лет ей – неизвестно. Может быть, двести, а может, и все триста. Страницы, конечно, пожелтели, истерлись, но арабские строчки ясно видны.
…Однако вернемся к исторической сковороде Мугульсум. Ее, сковороду, хозяйка вновь бережно заворачивает, словно дитя. Поглаживает. Тоже как ребенка. У Мугульсум и ее мужа Юнуса трое детей. Сыновья – Джамиль и Дамир. Есть и дочка – Юлия. Так что будет кому передавать семейные реликвии. А пока их как зеницу ока бережет Мугульсум. Но когда требуется, приносит их в клуб. Библиотека тоже в нем разместилась. Причем и детская, и взрослая. Между прочим, читателей в библиотеке больше, чем жителей в Куркулях. Но вовсе не потому, что у кого-то по две или по три читательских карточки. Просто в библиотеку записываются и студенты.
Есть здесь книги и на татарском языке. Есть и в переводе с татарского. Например, стихи отважного поэта Мусы Джалиля. Солдат Великой Отечественной войны, он был взят в плен и казнен в тюрьме Маобит. Стихи поэта из «Маобитской тетради» стали последними… «Жизнь моя песней звенела в народе, смерть моя песней борьбы прозвучит».
И стихи татарского поэта тоже бесценное наследство. Как и вещи, с годами становящиеся все дороже.
Без телевизора
Удивительно, но факт. Восьмидесятилетний Миргасим Максумов и его жена Мактума не смотрят телевизор. Последнего в их доме просто нет. И никогда не было. Почему?
– Смотреть некогда, – отвечают супруги.
И это действительно так. Ни минуточки не сидят Миргасим и Мактума без дела. А если и сядут рядышком, то опять же не просто так. Просто хорошо им вместе. И было. И есть.
Мулла рассудит!
Мечети в деревне нет. Сгорела еще в 1941 году. Тогда же решено было прогнать и муллу. А в доме муллы открыли начальную школу. Первые двенадцать учеников сели за парты обучаться грамоте.
А вот нынешний уважаемый в Куркулях мулла по имени Галимулла решил заняться самообразованием. Он изучает арабский язык.
За чтением Корана (эта священная для мусульман книга написана на арабском языке) мы его и застали. Мулла (от арабского), значит, наместник, хозяин, хранитель. Однако сам Галимулла не считает себя главным лицом в Куркулях. За уважение и почтение к себе сердечно благодарен землякам. Всем рад помочь, посоветовать, беду отвести. Но вместе с этим считает, что до духовного звания ему еще надо совершенствоваться. Вот и изучает арабский, чтобы не только читать Коран, но знать его почти наизусть.
В общем, скромный мулла. Сам о себе почти ничего не рассказывал. Но это делали другие. Вспомнили, каким хорошим кузнецом был Галимулла Гизатулин. А жена его Салима была бухгалтером. Очень ответственная. Так вот, отец Салимы – Мухамади – был не просто народным муллой, а избранным, признанным, облаченным духовным званием мусульман. Мудрым был Мухамади, много знал, много читал. Испытал тоже немало. Он был солдатом в годы Великой Отечественной войны. Награды имел за храбрость. Приближать Победу помогала и его вера…
Наиль и еголюбимая жена Гульфина
Важна она и для нынешних жителей Куркулей. Земляки по-прежнему просят у Галимуллы и совета, и разрешения, на женитьбу, например. Слово муллы – неписаный закон. А еще говорят, что он может лечить. Я верю. Только лечит Галимулла опять же добрыми словами. И молитвами, конечно. Сам тоже старается держаться в форме. У крыльца стоит его велосипед. Во дворе идеальный порядок. Это потому что Галимулла и Салима порядок не только любят, но еще и наводят его. К тому же они привыкли, что к ним в любой день да и в любой час (вот как мы сейчас) может кто-то прийти. Мало ли какие обстоятельства заставят людей обратиться к мулле. Вот и пусть знают, видят, что их ждали.
А можно и просто так заглянуть. Или по-соседски, или по-родственному. Почти все население Куркулей связано не только национальными, но и родственными узами. Но вот русская поговорка, что дальняя родня – это как седьмая вода на киселе… не приветствуется. И это, конечно, правильно.
Браво, «Дуслык»!
В будний день приехали мы в Куркули. Так что никакого концерта в клубе не предвиделось. Но уж очень хотелось национальные песни послушать.
– Сейчас мы быстренько своих артистов позовем. Они вам и споют, – успокоила нас Мунавара, идущая навстречу с полными ведрами воды.
Мунавара работает в фельдшерском пункте санитаркой. А этот пункт тоже в клубе. Вот и несла женщина воду, чтобы и напиться можно было, и полы помыть. Из кранов вода в Куркулях не течет. За ней на другой конец деревни идти надо.
А вот песни местного ансамбля «Дуслык» (дружба) так и льются, льются.
В общем, вышла Мунавара на деревянное крыльцо и крикнула женщине, идущей мимо:
– Таслима, зови своих, у нас гости! Им песни послушать хочется.
А Таслима оказалась художественным руководителем клуба и одной из солисток ансамбля.
– Сейчас придем! – пообещала она.
И точно, уже через несколько минут замок на двери комнаты, отведенной для репетиций, был открыт. Национальные татарские костюмы висели тут же. И для взрослых, и для детей. В Куркулях почти все от мала до велика артисты.
Прямо с улицы позвали и Максима Тегешева. Он тоже согласился по нашей персональной зрительской заявке переодеться в сценический костюм. В общем, глаз было не отвести. А уж когда они запели… Ах, как же они пели! Даже без перевода было ясно, что песня о любви, о прекрасном.
Постепенно «на песни» ансамбля стали подходить и другие зрители. Ведь в здании клуба, помимо медпункта, есть еще и магазин. И хотя хлеб еще не привозили (а возят его один раз в неделю), народ все равно прибывал. Что-то купить или просто пообщаться. Вот и с нами поговорили, когда «Дуслык» очередную песню допел. И песни были «за жизнь», и разговоры. Про тот же хлеб, про подорожавшую гречневую крупу. В Куркулях она по 40 рублей за кг. Еще терпимо.
– А ну ее, гречку. Давайте лучше песню послушаем, – предложила Юзлибика.
И снова запел «Дуслык». Да так, что сердце замерло, а птицы за окном затихли.
Галина БАБАНАКОВА
Фото Федора Баранова
17.04.2012 в 21:33
Наиль, вы кажется что-то перепутали… Какой еще Рустам Бабанаков??? Здесь с роду с такой Фамилией никто не жил! А Галина Бабанакова — это корреспондент!
Ответить
25.11.2011 в 00:05
А Рустам Бабанаков фамилия кого здесь упоминается не местный житель ,которому 29 лет на днях избил старика 69 лет палкой по голове и им здесь не место я это так не оставлю Наиль Сиразеев
Ответить
24.11.2011 в 23:53
И вообще история извращена лучше бы стариков спросили моя прабабушка родилась в 1870 году и умерла в 1974 звали её Фархиня
Ответить
23.11.2011 в 18:49
Это наиль Сиразеев и Рахима Саитовна с этой деревни мой прадед тоже был не последний человек в деревне колчак хотел его расстрелять но он сбежал И жили они в деревне Пузыревка
Ответить
19.08.2011 в 13:25
Читаю, аж слезы наворачиваются… Так не хочется, чтобы распалась маленькая родина…
Ответить
20.03.2011 в 19:05
Сам раньше жил там до 98-го года. раньше деревня была красивая, потом постепенно стала приходить в упадок.
Ответить
02.01.2011 в 21:20
моя мама там жила
Ответить