Солнечный союз
Сибирский художник и житель Бали, случайно познакомившись, показали на индонезийском острове солнечные картины из Кузбасса.
В конце прошлого лета Вадим Герасимов, киселёвский художник, придумал афишу к своей будущей выставке… на острове Бали. На ней в жарких полуденных лучах – всплывшая подлодка, он сам стоит в белой майке, в бывалой капитанской фуражке…
Тогда это была просто мечта. Но прошло несколько месяцев, и всё сбылось.
Пришедшая зима резко началась морозами. И художника стало еще больше звать к себе далекое индонезийское лето… А когда диск зимнего кузбасского солнца, вконец потеряв лучи, стал малиновым, как на старом кожаном жилете на стене в мастерской художника, рокера Герасимова, по ТВ заговорили о проснувшемся балийском вулкане, не раз красившем закаты половины мира в малиновый цвет во время своих исторических извержений. И тут Вадим… получил приглашение с Бали.
Вулкан
Он стал собирать папку с картинами, бумагу, краски в дорогу.
А вулкан Агунг тем временем, выбросив очередной столб пепла, вызвал на индонезийском острове тревогу. Там шла эвакуация. В аэропорту люди оказались в ловушке, и туристы, и местные, разной веры, обращались к богам с одной просьбой – о защите, жизни, помощи… Ведь облако дыма, высотой до трех километров, не давало самолетам ни взлететь, ни сесть. А раскаленный пепел стал угрозой больших пожаров. И извержению присвоили высший уровень опасности.
– Я понял, как рискую, что еду сейчас на Бали, только в аэропорту, дожидаясь, когда восстановится воздушная связь и я смогу, наконец, добраться до острова, – рассказывает 48-летний Вадим.
Все рвались оттуда, бежали от вулкана. А сибиряк – рвался на остров. Потому что верил интуиции и хотел одного…
– Я от боевой задачи, поставленной самому себе, познакомить людей того мира с искусством нашим, сибирским, не отказался. И вылетел на остров первым рейсом, как только полеты туда разрешили. Летел в полупустом салоне…
И, приближаясь к Бали, фотографируя знаменитый вулкан с белым в тот день дымом, подумал: Агунг успокаивается, всё теперь будет хорошо.
А позже, сняв первые кадры на острове и пролистав их в телефоне, заметил вдруг встречавший их в воздухе на фоне аэропорта, незримый глазу, но снятый техникой сияющий, защищающий крест…
Да и легендарный пример, в поддержку, сразу вспомнился. Джимми Хендрикс, великий рок-гитарист конца 1960-х, был с концертом на одном из Японских островов, и там вулкан после выдал «овации»… Или была история на Бали с одним художником, чье творчество «утихомирило» вулкан, и он «заснул»…
Дар
На Бали художник из Киселёвска прилетел по приглашению живущих на острове россиян, при поддержке земляков-кузбассовцев. Новый 2018-й встретил с ними, с большой елкой, с конкурсами. К тому же каждый вошедший в дом принес с собой подарок. Потом подарки перемешали и стали вручать гостям. Наш художник оставил в дар одну из своих картин, и она досталась незнакомой девушке, сидевшей напротив в костюме Розового Ангела. И такому сюрпризу она очень обрадовалась. А художник подумал про себя, что в привезенной им на Бали коллекции есть картина «Розовый Ангел». И это совпадение (или добрый знак судьбы) сразу подтвердило, что неважных вещей (событий, встреч и т.д.) не бывает, что всё в мире взаимосвязано и все важно…
Но потом начавшийся год неожиданно внес поправку. С домом, где планировалось на один день разместить выставку, не получилось. И художник шел по улочке, раздумывая, что делать дальше. Он из тех, кто убежден, что нужно отпустить ситуацию, и тогда придет решение, нежданно-негаданно. Причем оно будет даже лучше первого…
Он шел по залитой солнцем, жаркой улице среди местных кафешек. Большая папка с картинами – через плечо. На этих картинах мир просвечивает через лучи, через теплый солнечный «дождь»… И на многих из них вверху написано РА (имя бога Солнца). Ведь художник-абстракционист ГеРАсимов давно (еще до давних поездок в Египет, Таиланд) пишет солнцем. Сначала пишет на стекле, а потом, работая с отпечатком, вдыхает в него жизнь.
И солнце привело художника прямо по адресу. Зайдя в кафе, заказав бокал сока манго, разговорившись с хозяином по имени Сана (что сродни английскому sun, солнце), раскрыв папку с картинами, Вадим обрел друга. И само место оказалось артистическим кафе… Выставка Герасимова в кафе у Саны шла тогда, в январе, две недели. Картины сибиряка посмотрели балийцы, японцы, китайцы, американцы, французы, англичане, их были десятки человек каждый день. И тогда же, познакомившись с пришедшим на выставку Джимми, саксофонистом с Кариб, Вадим участвовал в арт-проекте музыканта. А еще он много рисовал с балийскими детьми, до самого отъезда домой…
А ту серию из 42 картин, показанных на Бали, художник назвал «Серебряная река». Но холодных красок в ней почти нет. Хотя выставка прошла на Крещенье…
– А почему вы считаете, что серебряная река должна быть холодной? Вспомните, какая она на солнце, – объяснил мне потом художник (уже в мастерской, в Киселёвске, занятый новой серией). – Серебряная река – несколько другое, больше мистическое состояние. Когда человек в Крещенье окунается в прорубь, что это значит?
– Очищение…
– Так же и моя «Серебряная река», эта серия картин – река очищения… Человек, придя в Бали на выставку, сразу попадал в лучи серебряной реки. И люди смотрели, радовались, и никто не говорил о продажах и покупках…
Они принимали картины из России-Сибири-Кузбасса как чистый свет…