Соцсети:
Актуальное

Афродита шоколадом

19 февраля 2018 | Игорь Алехин
Артем Войлошников и его творчество.

В Прокопьевске и его окрестностях широко известны авторские торты Артема Войлошникова – архитектурно-философские композиции разной величины и глубины, учитывающие индивидуальные пристрастия и особенности заказчика (не понимаю, как можно их резать и есть). Зато с его картинами знакомы немногие…

 

– Артем, как ты их называешь?

– Шоколадные картины.

– Ты знал, когда начал их делать, что где-то есть нечто подобное?

– Слышал, но считаю, те производители делают примерно то же самое, что и я, но с иными целями. Там конкретно чистый бизнес.

– А твои картины к бизнесу отношения не имеют?

– Безусловно, это не бизнес.

– Сколько их в твоей коллекции?

– Непростой вопрос… Ведь как происходит? Нарисовал картину, потом появился кто-то из клиентов, заинтересовался, купил… Просто складировать их неинтересно, иногда они уходят. Ты пишешь картину, это не заказ, ты никому ничего не должен, но если кому-то она нужна – почему бы не отдать? За пять лет написал, может, штук пятнадцать, на сегодняшний день у меня остались три: из первых работ – наивная живопись, натюрмортик.

– Самые любимые?

– Нет. Одна из моих самых любимых картин – «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа» Сальвадора Дали.

– Раз она не с тобой, значит ушла в… желудок?

– Даже не знаю, но сомневаюсь, что ее съели. Насколько знаю, ее увезли куда-то далеко, то ли в Москву, то ли в Питер.

– Случайные люди или друзья?

– Сложно сказать. Наверное, постоянные клиенты-друзья. Через дефис.

– Сколько времени картина может существовать не съеденной?

– Срок годности – от шести до двенадцати месяцев.

– Кулинарной годности?

– Да, как пищевого продукта. При определенном температурном режиме, относительной влажности не более 75 процентов в период срока годности продукт можно употреблять. А сколько она будет храниться дальше, – на усмотрение потребителя. Могут пройти годы.

Одно из самых любимых произведений Артема – «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа».

Одно из самых любимых произведений Артема – «Явление лица Афродиты Книдской на фоне пейзажа».

– В твоих словах по отношению к твоим картинам доминирует «тортовая» часть, а не художественная: «потребитель», «продукт», «срок годности»… Как будто ты не творец, а производитель…

– Да, так и есть. Дают отпечаток и образование, и опыт работы. Шоколад – в первую очередь пищевой продукт, только потом материал.

– Сколько времени ты тратишь на картину?

– Всё зависит от настроения. Работаешь, чувствуешь, что нужен отдых от картины, – откладываешь. Можно ее написать за пять дней и даже быстрее, а могут уйти месяцы.

– Сколько шоколада ушло на самую большую из них?

– Если вместе с багетом, то килограмма три.

Ты мог бы сделать небольшой шоколадный офортик, налить коньяка и съесть свое творение, на которое потратил месяц… души?

– Я-то точно этим заниматься не буду, в моей душе нет стремления к разрушению. Иногда не то чтобы жалко, но настолько доволен результатом, что трудно расставаться с картиной. Но это на время, такие мимолетные чувства, потому что не будешь же это всё сохранять, как Плюшкин. Правда, с тортами все проще, я ведь понимаю, для чего они делаются, это бизнес.

– Расскажи о шоколаде как материале для картин.

– В детстве в художественной школе работал с пластилином, уже взрослым – с глиной, но это не мое. Ощущение сухой глины на руках – неприятнейшее чувство… Зато шоколад – уникальный материал. При комнатной температуре – твердое вещество, стоит нагреть – уже жидкость, которая при охлаждении опять твердеет… Белый шоколад, молочный, темный и горький дают четыре базовых цвета. Основой для картины может стать любой из них.

Если делаешь багетную рамку, она может быть из любого вида шоколада. Если говорим о холсте, то это белый и, очень редко, молочный шоколад, а затем пишешь какао-маслом. Цвета дают пищевые красители. Гамма, конечно, не такая большая, как у художников, но всё равно достаточная.

– Как добиваешься нужных оттенков?

– Мне знаете в чем повезло? Бывает, общаюсь с коллегами на производстве, и некоторым очень сложно понять, какой краситель требуется добавить для получения нужного цвета или оттенка. А я смотрю и понимаю, это на подсознательном уровне. Простой пример: смешаем синий и желтый, о чем знают все, и получим зеленый, но добавим чуть красного, и получим оттенок оливы или болотный цвет, то есть более тонкие и более сложные цвета…

– Артем, расскажи про технологию написания шоколадных картин.

– Берется какая-то жесткая, безусловно, несъедобная подложка, на нее с помощью марципана наклеивается шоколадный холст, на котором пишешь-рисуешь. Когда всё готово, подбираешь багет, его структуру, цвет, если нужно – лакируешь его, иногда лакируешь и картину.

Те картины, которые я делал, выполнены в основном в технике масляной живописи. У меня масляные краски заменяет цветное какао-масло. В зависимости от температуры оно может быть разной консистенции, в том числе один в один с масляной краской. Ты можешь работать мастихином или шпателем, можешь взять кисть… Причем я даже основу для холста делаю структурированной, как мелкая льняная мешковина. Визуально шоколадная картина и выглядит как настоящая, и если покрыта пищевым лаком, ее можно даже потрогать.

– То есть простой человек не отличит ее от картины обычной?

– Думаю, не отличит.

Багет к картине тоже изготавливается из шоколада особого состава.  Фото: из архива Андрея Войлошникова.

Багет к картине тоже изготавливается из шоколада особого состава.
Фото: из архива Андрея Войлошникова.

– Ты говорил про настроение при создании картины. Как понимаю, с тортами ты обязан работать независимо от вдохновения?

– Да, с тортами – обязаловка, но у меня нет проблем с недостатком творчества, потому что то и дело появляются очень интересные заказы, и уже не можешь сказать, что стоишь у конвейера. Но когда есть время и настроение, занимаешься картинами. Я не могу начать картину, если завтра-послезавтра какой-то сложный заказ. Нужно иметь хотя бы три свободных дня, чтобы обдумать, чтобы настроиться.

Чаще это случается на отдыхе или в выходные дни, когда на работу не сильно хочется, но что-то сделать охота. Полепить, почиркать карандашиком – аж руки чешутся. Думаешь, что сможешь, что – нет: я ведь понимаю, что я не профессиональный художник и не всё могу написать. В основном пишу картины по работам любимых художников, треть – мои собственные: натюрморты, картины с элементами наивной живописи. Люблю яркие краски.

– Ты равняешься на великих, когда пишешь свои картины?

– Нет, это же невозможно.

– Но есть куча людей, которые уверены, что они тоже могут нарисовать «Черный квадрат» Малевича…

– Нельзя взять случайного человека и выдать за гения. Всё равно настоящие чувства, настоящий талант объективны. Это ведь не группа людей признает гением. Так считает целый мир, по крайней мере, профессионалы.

– Что ты пишешь сейчас?

– Сейчас – ничего, с лета, наверное. Но если появятся время и настроение, то это опять будет Сальвадор Дали. У него мне практически всё нравится. В задумках даже попытаться совместить картину и 3D-элементы, синтезировать живопись и лепку.

– У тебя есть грустная история, связанная с шоколадными картинами?

– Есть. Несколько лет назад я планировал устроить выставку шоколадных картин в Новокузнецке. Нашел компанию с оптимальной, как считал, выставочной площадкой, но они отказали в связи с тем, что у них выставляются известные художники, и они не хотят свою площадку компрометировать.

У меня на какое-то время не то чтобы ненависть к картинам появилась, не обида на организаторов, но мысль: а может, это действительно никому не нужно? И какой-то срок я картинами не занимался. Но потом понял, что у каждого своя правда, а мои шоколадные картины как минимум нужны мне и что самые главные ценители – клиенты, конечные потребители, и если это интересно даже узкому кругу, пусть оно будет.

Если говорить о моей работе, то самый большой критик себе – я сам. По тортам действуют очень жесткие временные рамки, а в работе с картинами ты никуда не спешишь и делаешь до тех пор, пока сам себе не скажешь, что сделано так, как и хотелось. Правда, когда отдохнешь, когда посмотришь на картину свежим взглядом, нередко начинаешь что-то доделывать и исправлять.

Я делаю то, что я хочу, и тогда, когда хочу. Это самое основное для меня.

Другие статьи на эту тему

Бисквитный десерт вошёл в историю

Жительница Кузбасса Дарья Радькова приняла участие в кондитерском марафоне по приготовлению торта-рекордсмена, вес которого составил несколько сотен килограммов.

Готов к разным поворотам сюжета

Молодой художник из Прокопьевска Дамир Хуссамов снова у всех на устах. На этот раз он решил украсить остановки родного города своими работами. Теперь автобус ждать прокопчанам куда приятнее, тем более остановки стали прекрасными фотозонами. Правда, отнюдь не все горожане позитивно относятся к такому уличному искусству.

Мой монолог

Традиционно в марте проходит весенний конкурс женской красоты, обаяния, таланта и грации «Миссис Прокопьевск». Нынешний год не стал исключением и вновь подарил зрителям прекрасное шоу, пропитанное особенным ретроколоритом.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс