Соцсети:
Актуальное

Слабое звено

14 февраля 2018 | Игорь Алехин
Сушилка – одно из обязательных звеньев успешного земледелия. Фото: Игоря Алехина.

Вопрос для на засыпку: что важнее для земледельца: а) отсеяться качественными семенами в оптимальные сроки; б) с помощью современных агроприемов и технологий вырастить достойный урожай; в) убрать выращенное; г) подработать зерно, высушить и сохранить; д) выгодно продать урожай, прибыль направив на развитие и решение вышеизложенных важностей?

Приоритеты и природа

Человек умный на этот вопрос ответит: важней – все. Без любого из перечисленных элементов системы риски агробизнеса резко возрастают, делая его игрой в рулетку и грозя отправкой затраченных средств и усилий коту под хвост. Правда, в разные годы засухи, потопы, большой урожай могут вывести в лидеры какой-то один из этих факторов, что и случилось в 2017 году.

Бич уборочной-2017 – дожди. Например, старожилы Чебулинского района утверждают, что такой осени не было никогда: три погожих дня за два месяца уборки. Близкая ситуация складывалась и в большинстве районов области.

Александр Лапшин, директор ООО «Чебулинское», в конце октября нервно рассказывал «Кузбассу», как много было сделано, чтобы без проблем убрать прекрасный урожай (и по зерновым, и по рапсу урожайность составляла под 30 центнеров с гектара). Предусмотрели, кажется, все: 27 комбайнов, девять сушилок, пусть и старых, кадры были проверены и мотивированы.

При такой подготовке при благоприятном стечении обстоятельств урожай с 20 тысяч гектаров можно убрать с минимальными потерями за две-три недели. Но из-за дождей уборочная растянулись до ноября, а потери к финишу достигли 50 процентов. Комбайны способны были молотить до трех тысяч тонн зерна в сутки, но развернуться им не позволяли сушилки, не справлявшиеся с зерном, влажность которого в полтора с лишним раза превышала норму.

Ну, а те хозяйства и фермеры, у которых нет зерносушильно-очистительных комплексов, вместо молотьбы либо ждали, пока зерно высохнет на корню, либо когда освободится сушилка у соседа, отдавая за подработку и сушку влажного зерна до половины урожая.

Причем чем мельче бизнес, тем больше у него проблем с пунктом «г» (см. начало). Так, в Мариинском районе на 56 фермеров всего два десятка сушилок, влияние погодного фактора во время уборки здесь возведено в абсолют…

В целом по Кузбассу в борьбе за урожай-2017 участвовали 319 зерносушильно-очистительных комплексов и сушилок, большинство из них – наследие советских времен. Тогда, как и в наше время, аграрный Кузбасс ориентировался на «каравай» в миллион тонн зерна (в придачу почти полуторный объем завозили из других областей), но сушилок было вдвое больше – около 620.

Практики знают, что при неблагоприятных погодных условиях (а Кузбасс, вспомним, находится в зоне рискованного земледелия) потери урожая достигают 25-40 процентов. Причем только четверть потерь связана с технологией уборочных работ, один процент – с транспортировкой, а остальные три четверти потерь приходятся на послеуборочный период. Во время которого недосушенное и недоработанное зерно прорастает, гниет, горит, снижая и без того проблемную рентабельность агропрома.

Эксперты и ориентиры на будущее

Николаю Васильевичу Лапину, в далеком прошлом ведущему конструктору конструкторского бюро, восемьдесят лет. Он еле втиснул меня в свой пенсионерский график: в среду рыбалка, в четверг баня, в пятницу еду в ваш угол к частнику за молоком и зайду… В любые морозы не признает рукавицы, а если уж совсем нечем заняться, может отправиться в Новокузнецк или Прокопьевск. Просто побродить по улицам, благо проезд по области у него бесплатный.

Так вот, Лапина до сих пор помнят в Кемеровском, Крапивинском, Ленинск-Кузнецком, Топкинском районах, где он поставил и восстановил три десятка сушильных комплексов, последний – пару лет назад. Рассказывает, что до сих пор то и дело видит, как старые сушилки везут сдавать в металлолом, горячится:

– Это нужно запретить, там металл хороший, восстановить по моей схеме можно хоть польские сушилки, хоть наши, люди найдутся… Она металлом стоит копейки, а на восстановление вместе с работой хватит всего трех миллионов рублей…

Вспоминает, как в начале века в области хотели решить эту проблему, даже выпустили пробный аналог польской сушилки, пусть и не очень удачный, на Анжерском машиностроительном заводе, но очередной агрокризис свел на нет возможности и интерес земледельцев…

Николай Жолтиков – индивидуальный предприниматель, тоже спец по сушилкам, моложе Лапина на двадцать лет, разброс заказов у него – от Кузбасса, Новосибирска и Красноярска до Приморского края. Вспоминает прошлое:

– В любом отделении совхоза обязательно была сушилка, а то и две-три, в зависимости от посевных площадей. Потому что убрал урожай – и что с ним делать? Как до ума довести?

Жолтиков – сторонник нового оборудования, которое стоит от десяти миллионов рублей:

– Там другая производительность, другая экономика. Элементарный пример: расход дизтоплива у старых «полячек» как минимум вдвое выше, чем у новых сушилок с новыми технологиям. Отсюда и танцевать надо, иначе теряешь бешеные деньги, качество… Да, сушильных мощностей в области не хватает повсеместно. Прошедший сезон был сложным, дико сложным, многие сушили до декабря, до Нового года зерно на току лежало, теряло качество… Но чтобы решить эту проблему, нужно финансирование, вложения. В свое время в области сказали: главное – посеять! И начали помогать приобретать сеялки. Потом решили: сеять можем, теперь главное – убрать, и стали помогать покупать комбайны. Теперь, надеюсь, пришли к этапу, что надо принять урожай и его обработать. Какая-то программа должна быть…

И еще один момент. Даже в лучших хозяйствах области до последнего времени мощности зерносушильных комплексов планировались из расчета наличных посевных площадей при урожайности до 20 центнеров с гектара. Но уже в 2017 году реальными были 30-40-50 центнеров с гектара, которые, попробуем быть оптимистами, в ближайшие годы могут стать нормой. Значит, при любом отступлении от идеального сценария уборки урожая (что, по наблюдениям практиков, происходит как минимум четыре раза в пятилетку) зерносушильные мощности будут главным сдерживающим фактором.

Порочный круговорот

Кстати, не сочтите автора глупцом, который думает, что открывает глаза недалеким аграриям, сидящим на мешке с деньгами и не понимающим, что счастья без пункта «г» у них не будет. Он, земледелец, все знает. Но беда в том, что доходность его бизнеса не допускает серьезных инвестиций, без каковых не только не приобрести новый сушильный комплекс, но даже не восстановить «полячку», брошенную разорившимся соседом. А нынче срабатывает и пункт «д»: большой урожай в совокупности с отвратительными погодными условиями дал при максимальных затратах (в основном произведенным в долг) двойное падение цены на зерно. Результат – проблемным станет уже пункт «а» из нашего списка. После чего возникнут проблемы и с остальными буквами.

И как ему вырваться из порочного круга?

Другие статьи на эту тему

К каждой бурёнке – индивидуальный подход

В Кузбассе выбрали лучшего по профессии среди зоотехников-селекционеров.

Фермерская династия

Таких людей, как Сергей Башмаков, уважительно называют солью земли. Потомственный механизатор основал своё крестьянское (фермерское)…

Ферма с нуля

За пять лет на господдержку фермеров в Кузбассе направлено более 135 миллионов рублей. Одним труженикам своевременная помощь позволила начать фермерство с нуля, другим нарастить масштабы уже имеющегося агробизнеса.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс