Оптимизация для будущих олимпийцев
С 1 июля 2018 года в Ленинске-Кузнецком может быть ликвидировано единственное уникальное в стране учреждение, воспитывающее будущих спортивных звезд, – школа-интернат спортивного профиля (ШИСП).
Такое решение властей города, как сказано в постановлении №2142, было принято в целях приведения деятельности этого муниципального бюджетного учреждения «в соответствие с законодательством об образовании и с целью оптимизации бюджетных средств». Документ вызвал негодование и вопросы со стороны родителей спортсменов и спортивной общественности.
Сразу поясним: в школе-интернате обучается 173 ребенка, которые занимаются разными видами спорта. В основном – гимнастикой (110 человек). Есть еще борцы, дзюдоисты, боксеры и другие. Все они – ученики с 1-го по 9-й классы, и каждый подает большие надежды на медали российского и международного уровня. Большая часть – ленинсккузнечане, но есть и ребята из Абакана, Улан-Удэ, Ленинск-Кузнецкого района. Их всего десять. И если остальные дети проводят здесь время с раннего утра и до вечера, когда их забирают родители, приезжие спортсмены живут в интернате постоянно.
Принцип работы ШИСПа заключается в том, что здесь помогают детям, у которых по две тренировки в день, рационально распределять учебные и спортивные нагрузки. Под них адаптируют образовательный процесс – уроки проводятся в удобное время между тренировками. Плюс малышей воспитатели водят с тренировки на занятия и обратно.
Просто так в интернат не попасть. К примеру, гимнасты еще с детсада занимаются с тренерами, потом их ждет двухступенчатый отбор, и только пройдя его, с третьим юношеским разрядом (!), они поступают в 1-й класс интерната. Конкурс огромный!
К истории интерната
Легендарная Мария Филатова, гордость спортивной гимнастики Кузбасса, воспитанница ленинск-кузнецкой школы вспоминает, что в детстве не имела возможности тренироваться в таких «тепличных» условиях. И победы давались ей неимоверным трудом.
«Я вставала в пять утра, с шести до половины восьмого – тренировка, затем в школе до обеда. А с 16.00 вторая тренировка до позднего вечера… Потом еще и уроки делала. Иногда спала по четыре часа в сутки. Это был толчок для тренера, Иннокентия Ивановича (Маметьев. – Авт.), он решил, что надо что-то менять и помогать талантливым детям», – поясняет Мария Евгеньевна.
И вот после первой олимпийской медали Марии Филатовой в 1976 году в Ленинске-Кузнецком открылась школа-интернат спортивного профиля. Потом, правда, были этапы, когда заведение оказывалось реорганизовано в Училище олимпийского резерва (УОР). Но в 1993 году школу-интернат вновь открыли. И пусть при этом ШИСПу пришлось сменить много «мест приписки», в итоге юным спортсменам выделили здание детсада, где они учатся до сих пор. Вмещает оно только детей первых-четвертых классов, а пятым-девятым классам по-прежнему периодически приходится менять места дислокации. Сейчас они – в арендуемых помещениях лицея №4.
Трудный выбор
«Теперь нам предлагают создать спортивные спецклассы в обычной школе №73, – рассказывают педагоги «Регионального центра спортивной подготовки по спортивной гимнастике» (далее РЦСП либо манеж) и родители учеников. – Там и питание из школьной базовой столовой не соответствует по калорийности, и детей водить некому на тренировки».
Родители начали писать обращения в разные инстанции, и всех волнует вопрос: как дальше дети будут посещать тренировки. Расписание занятий в обычной школе не рассчитано на такие спортивные нагрузки.
«Сегодня в спорте высоких достижений и особенно в спортивной гимнастике без ежедневных двухразовых тренировок результат не покажешь! – говорит Александр Цимерман, директор ГБУ КО «РЦСП», Заслуженный тренер России, полномочный представитель Федерации спортивной гимнастики России в СФО. – Можно хоть пять дворцов спорта построить и еще лучших снарядов привезти. Но ребенок сможет заниматься только физкультурой, результатов не будет»
Об этом тренеры манежа говорят с уверенностью, ведь именно здесь ковали свои победы не только Мария Филатова, но и чемпионы мира и Европы Валентин Могильный, Алексей Тихоньких, Максим Девятовский и многие другие. Только за последние 15 лет воспитанники манежа завоевали почти пять сотен наград на российских и международных соревнованиях.
Вот и мама 11-летней перспективной дзюдоистки Есении Зуевой, Ольга Александровна, выражает сомнение насчет 73-й школы:
«Я не знаю, что будем делать, в 73-ю школу отдавать ребенка – не вариант. Если первоначально там и будут подстраиваться под наших детей, то потом кому это надо будет?»
«Еще обычная школа исключает сборы и поездки на соревнования, а наши дети часто в них участвуют. Они могут длиться от двух до трех недель. Кто их из обычной школы отпустит? – удивляются тренеры манежа. – А если человек попал в сборную страны, то регулярно 21 день каждый месяц они проводят на сборах».
«Не нарушить систему»
«Со стороны это выглядит, как ВАДА и МОК поступили с российскими спортсменами, но на нашем местном уровне, – говорит Мария Филатова, которая сейчас сама тренирует ребят в Ленинске-Кузнецком. – Но я надеюсь, что можно договориться и обойти острые углы».
Один из таких углов – вопрос организации питания. В связи с изменением законодательства уже отменили бесплатное питание для этих спортсменов, его оплачивают родители.
«Наше предложение – объединить школу-интернат с УОР, потому что это официальная структура, которой государство выделяет средства на подготовку спортсменов, – объясняет Александр Цимерман. – Законодательство в сфере спорта позволяет быть структурным подразделением. Благодаря этому решим сразу несколько вопросов: исполним одно из поручений президента РФ о создании спортивных интернатов для развития приоритетных видов спорта, вопрос с обеспечением качественным и бесплатным питанием юных спортсменов, у которых большие тренировочные нагрузки, и другие».
«Это очень важный момент, – подтверждает Евгений Сафиуллин, директор ШИСП. – При очередном наборе детей в первый класс теперь придется первым делом, как бы это грубо ни звучало, «заглядывать родителям в кошелек», то есть спрашивать, смогут ли они платить за питание. Раньше тренер никогда об этом не думал».
О том, что очень важно не нарушить отлаженную систему, говорит и заслуженный тренер России Дмитрий Чуносов. Много лет назад он приехал тренировать в Ленинск-Кузнецкий из Новосибирска во многом потому, что здесь была интернатная система работы с детьми.
«Двухразовая тренировка – это основа основ. Я сомневаюсь, что в обычной 73-й школе будут такие возможности, как сейчас. Я воспитал трех «международников», двое из них – это участники Олимпийских игр: Игорь Пахоменко и Никита Игнатьев. И все их победы были завоеваны благодаря этой системе тренировок. Кстати, этот принцип переняли у СССР китайцы и адаптировали под себя… А то может сложиться такая ситуация: «И патроны есть, да стрелять некому».
Официальные комментарии
Выслушав вопросы, сомнения и опасения родителей и тренеров, мы обратились за комментариями к руководству администрации города и департамента молодежной политики и спорта с вопросом, чем же вызваны все эти изменения в работе интерната.
Заместитель главы Ленинск-Кузнецкого городского округа по социальным вопросам Елена Сидоренко объясняет, что причина – в необходимости привести деятельность учреждения в соответствие с федеральной нормативно-правовой базой.
«Проблема в том, что школа-интернат спортивного профиля – это только название. Фактически там ведется только учебная деятельность, – говорит Елена Никодимовна. – Дети же занимаются тренировками в манеже на основании договора с РЦСП. Как следствие, интернатом учреждение быть не может по закону об образовании, хотя по линии Министерства спорта такие интернаты могут быть».
Начальник департамента молодежной политики и спорта Антон Пятовский дополняет:
«С 1 сентября 2017 года наши госучреждения перешли на стандарты спортподготовки. Это большая федеральная реформа, которая была запущена еще в 2010 году, основная ее идея – выделение спорта в отдельную отрасль. До этого спорт и образование существовали вместе. И даже финансирование спортивных учреждений осуществлялось из раздела «Образование».
ШИСП находится в системе образования, а УОР – в системе спортподготовки, поэтому не может в полном объеме реализовывать два госстандарта. Даже притом, что закон позволят сделать ШИСП его структурным подразделением. У УОР нет собственной базы для спортивной подготовки. Поэтому интернату придется в любом случае заключать договор с тем же Центром спортподготовки по спортивной гимнастике, а чтобы организовать образовательный процесс – с той же 73-й школой. Возникает вопрос: тогда чем будет заниматься училище? Законодательство сейчас не предусматривает механизма такого объединения. При этом УОР сегодня – это самостоятельное уверенное учреждение, где обучаются 180 спортсменов. УОР гордится своими выпускниками – призёрами Олимпийских игр Евгением Чигишевым и Александром Бессмертных, и многими другими талантливыми спортсменами, кто получал здесь профильное образование.
Если же говорить о преемственности спортивного образования, то ШИСПу не обязательно быть в составе училища. После 9-го класса – пожалуйста: двери Училища олимпийского резерва открыты для ребят.
Мы заинтересованы в этом интернате, уникальном учреждении. Еще с прошлого года мы начали прорабатывать вопросы реорганизации. Было много разных вариантов: и создание отдельного областного учреждения, и включение его в структуру «Центра спортивной подготовки по спортивной гимнастике», потому что среди учащихся большая часть именно гимнасты. При этом образовательную часть все равно придется отдать в муниципалитет.
Работала комиссия в департаменте, муниципалитете, участвовали специалисты обрнадзора. Было проведено много встреч с родителями, спортивной общественностью города.
В итоге на данный момент крайняя идея такова: формально мы меняем только принадлежность ШИСПа, сделав его структурным подразделением школы №73, которая будет специализироваться на углубленном изучении предметов спортивного профиля. Фактически мы сохраняем всё то, что у нас было: маленькие дети продолжают заниматься в интернате, старшие – в лицее. У них адаптируется программа, дети будут успевать на все тренировки. Муниципалитет организует дополнительное питание с соответствующей калорийностью и группы продленного дня. Как водили ребят на тренировку, так это и останется. Что же касается тех ребятишек, которые проживают в здании ШИСПа, мы готовы сделать соответствующее структурное подразделение при РЦСП также за счет областного бюджета и оставить там ребят на проживание. Это рабочая версия. Работа продолжается».
Елена Сидоренко приводит еще доводы:
«Мы рассматривали разные варианты на встречах с родителями. Другого выхода у муниципалитета нет, как сделать ШИСП структурным подразделением школы №73. По ней родители задавали много вопросов, потому что там когда-то были коррекционные классы. Но сейчас их там нет».
А насчет платы за питания Елена Никодимовна поясняет:
«Есть льготные категории, которые получают бесплатное питание либо компенсацию: многодетные семьи, малообеспеченные… А если говорить о спортсменах, то такой льготной категории нет. При таком подходе нам придется представлять бесплатное питание всем спортсменам города».
Еще один плюс такого подхода власти города видят в том, что учителя смогут получать 15-процентную доплату за работу со спортсменами.
«Понятно, что мы сейчас находимся в процессе реорганизации, рассматриваем и другие идеи, – резюмирует Антон Александрович. – Всегда изменения вызывают эмоции, возникает разность подходов и позиций. В этом смысле важно и закон соблюсти, и чтобы люди не пострадали. Мы ищем оптимальные пути решения. Но на сегодня это самая жизнеспособная идея».
P.S. Процесс обсуждения продолжается. Мы надеемся на то, что он завершится обоюдовыгодным решением, от которого в итоге выиграют все.