Антон Безъязыков: «Театр может стать брендом!»
В Кемеровском областном театре драмы состоялась премьера спектакля «Свободная пара» по пьесе итальянского драматурга Дарио Фо. Главный режиссёр театра Антон Безъязыков в своей новой работе предлагает зрителю поговорить на такую щекотливую тему, как право на измену в супружеских отношениях.
Это уже 14-я постановка 41-летнего режиссера в кемеровской драме. В 2017 году его спектакль «Доходное место» по пьесе Островского на фестивале «Кузбасс театральный» был признан лучшим, а в 2016-м впервые в истории областной драмтеатр со спектаклем «Мирение. Телеутские новеллы», поставленным Безъязыковым, попал в шорт-лист главной премии театральной России «Золотая маска».
Семь лет назад Антон Евгеньевич приехал из Санкт-Петербурга в Кемерово по приглашению нашего театра поработать режиссером. Как постановщик он больше ориентируется на современную драматургию, выступает за поиск и эксперимент. В чем слабость и сила провинциальных театров, на что надеется режиссер и чего хочет зритель, – об этом наш разговор.
– Антон, вы выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, учились у Григория Козлова. И в одном из интервью вы сказали, что провинциальные города интересны в том плане, что здесь актеры голодные до работы. Вы в Кемерове по этой причине оказались?
– В 2011 году меня пригласили участвовать в «Российской режиссерской лаборатории», она тогда проходила в Кемеровском театре драмы, и проводил ее известный критик, эксперт «Золотой маски» Олег Лоевский. Я тогда сделал эскиз спектакля «Убийца» по пьесе Александра Молчанова. Тогда на лаборатории зрители проголосовали за мой эскиз, за то, чтобы сделать из него полноценный спектакль. После этого меня пригласили в кемеровскую драму работать режиссером, мы на протяжении нескольких лет друг к другу присматривались: у меня были сомнения в театре, у театра – во мне. Третий год как я стал здесь главным режиссером. И до этого я в Кузбассе уже бывал, поставил в Прокопьевском драматическом театре три спектакля: «Зима», «Оркестр «Титаник» и «Дон Жуан, или Любовь к геометрии».
– Можно сказать, что вы приехали сюда за должностью?
– Можно получить должность главного режиссера, отработать год и уехать… Нет, это всегда совокупность обстоятельств. Главное – состоялся у тебя диалог с артистами или нет, есть ли у тебя группа единомышленников, готовы ли они вместе с тобой на эксперименты, насколько вы чувствуете друг в друге поддержку. Дело не в должности, а в том, становится ли театр местом, где тебе комфортно работать. Здесь это возникло.
– За семь лет Кемерово стал для вас просто местом работы или еще чем-то?
– Мы, занимающиеся театром люди, очень неудобные в этом плане. График работы построен так, что в театре проводишь весь день, хочешь ты этого или нет. Я не езжу домой между утренними и вечерними репетициями, как некоторые актёры, я здесь. Поэтому в Кемерове кроме театра у меня, по большому счету, ничего и нет. Я не могу сказать, что город стал мне родным. Если есть отдых больше недели, то я сразу стараюсь съездить в Питер, там родители. Сказать, что за это время я стал сибиряком, тоже не могу. Но Сибирь мне нравится, мне здесь комфортно работать.
– Тогда на какой срок вы планируете здесь остаться?
– Не загадываю, мы же народ-то кочевой. Бывает по-разному, иногда ситуация заходит в тупик, и ты понимаешь, что здесь ты больше не сможешь развиваться, или что-то с коллективом не так. Я как-то размышлял, сколько нужно «сидеть» на одном месте, и для себя придумал очень простую формулу. Нужно отработать не меньше пяти лет, чтобы понять. Если за это время у тебя ничего не получилось, и ты не смог как-то сдвинуть ситуацию, то это не твой город, не твои обстоятельства, не твоя среда. Вы друг другу не подходите, и нужно что-то менять. Когда уеду из Кемерова, не думал. Пока работается – буду работать.
– Теперь вопрос про современное искусство. Многие ребята из местной молодежи считают, что его в Кемерове очень мало по сравнению даже с соседними Новосибирском или Красноярском. Вы как человек, приехавший из Питера, с этим согласны?
– Ситуация очень простая. Сидеть в Кемерове и говорить, что здесь ничего не происходит и нет никакого современного искусства, а вот в Москве оно есть – это, считаю, снобизм. Многие готовы проделать титанические усилия, чтобы переехать в столицу, но никто палец о палец не ударит, чтобы как-то изменить ситуацию в своем городе.
Да, в Кемерове ощущается нехватка современного искусства, но это наблюдается и в других региональных городах-полумиллионниках. С подобными вещами я столкнулся, когда работал в Магнитогорске, например. В миллионниках начинается другая жизнь, там больше вузов и молодежи. Поэтому нужно делать всё, что в наших силах, чтобы регион развивался.
– В культурном плане чего вам в Кемерове особенно не хватает?
– Не хватает выбора. Я никого не хочу обидеть, но, к примеру, вот есть у нас здесь антикафе «Кот да Винчи» – и у кого-то с ними по ряду причин не сложились отношения, и у таких людей нет возможности пойти в другое место, потому что его в городе нет. Или есть кафе-бар «Маяк», там уютно, но, например, чисто географически неудобно. Вроде бы и есть что-то в городе, вроде бы и музыку альтернативную играют, но, как назло, один раз в неделю и как раз в тот день, когда у меня репетиции. Для того чтобы появлялась альтернатива в городе, нужны элементарно деньги.
– Про свой новый спектакль «Свободная пара» расскажите, пожалуйста. Почему именно эта тема, и почему именно сейчас?
– Как говорится, потому что бульон созрел: текст вовремя попался, есть артисты, которые могут его сыграть, и так далее. Спектакль о том, что драматические ситуации в семье, связанные с изменой, – они неизбежны. С этим ничего нельзя сделать, потому что мы, мужчины и женщины, действительно по-разному устроены. И в этой пьесе, в этом спектакле мы как раз пытаемся разобраться с точки зрения мужчины и женщины, пытаемся найти компромисс, понять, возможен ли этот компромисс.
Спектакль рассчитан на женскую аудиторию и на то, что женщина скажет своему спутнику: «Дорогой, а давай пойдем на спектакль, и тебе, возможно, что-то станет более понятно про нас и наши отношения».
– Когда в театре решаете, что ставить, вы ориентируетесь на то, кто придет на спектакль?
– Конечно, целевую аудиторию все равно нужно просчитывать. Театр-то разный, и площадок несколько. За то время, что я здесь работаю, могу сказать, что основной стойкий интерес у кемеровского зрителя – это комедии, всем нужна развлекуха. Не знаю, что с этим делать, может, телевизор отменить. При этом у нас есть в театре очень интересный проект «Малая сцена» – площадка для экспериментальных спектаклей; зрителей немного, но зато какие!
– Вы смотрите, что в других кемеровских театрах показывают?
– Редко, обычно на совместных фестивалях, смотрю. Если трезво смотреть сегодня на театральное пространство Кузбасса, то невозможно не замечать того, что театры делают для региона. Со спектакля «Угольный бассейн» театра КузГТУ «Ложа» начинается театральная летопись Кузбасса, до этого на театральной карте России Кузбасса для многих не существовало. И что-то произошло, понимаете. Кемеровский театр для детей и молодежи дважды получил престижную премию «Арлекин», прокопьевская драма получила «Золотую маску», в прошлом году мы на нее номинировались, в этом году номинирован новокузнецкий драмтеатр. По сути, сегодня в Кузбассе три города стабильно выдают продукт, который может стать брендом региона.
– И напоследок еще один вопрос. Вот вы родились на Дальнем Востоке, учились в Питере, работаете в Кемерове. Как ощущаете: где ваш дом?
– Дом там, где родители. Они живут в Ленинградской области. У меня отец музыкант, нас у родителей было шесть детей. Сейчас все поразъехались, и главный центр коммуникации и других притяжений для нас – это родители.
Кстати
Антон Безъязыков имеет отношение и к сфере кино. В 2002-2003 годах он был режиссером кастинга, ассистентом по актерам и вторым режиссером по площадке на картине Алексея Германа-младшего «Garpastum». В 2003-м на киностудии «Ленфильм» работал ассистентом по актерам на ленте «Странник». В 2005 году был вторым режиссером телесериала «Опера. Хроники убойного отдела». В 2006-2008 годах работал режиссером кастинга и вторым режиссером картины «Бумажный солдат», поставленной Германом-младшим. В 2008 году являлся режиссером по работе с актерами на фильме «Дау». В том же году принял участие в работе над картиной «Ким» Алексея Германа-младшего в качестве режиссера кастинга и второго режиссера. Впрочем, выбирая между театром и кино, Безъязыков однозначно отдает предпочтение театру.
Для справки
Новый спектакль Антона Безъязыкова «Свободная пара» поставлен по пьесе итальянского драматурга, режиссера, теоретика сценического мастерства, живописца Дарио Фо. Он является автором сценических фарсов-арлекинад («Пальцем в глаз», 1953), документальных политических драм в традициях брехтовского театра («Народная война в Чили», 1973, и другие). В 1997 году Дарио Фо получил Нобелевскую премию по литературе.