ММД: как выявить и как помочь
Мы много писали о подготовке детей к школе, о том, как помочь им адаптироваться к процессу обучения. Но если ваш первоклашка до сих пор «витает в облаках», быстро утомляется, у него недостаточно развита моторика, он легко возбудим – вполне возможно, что это говорит о наличии у ребенка минимальной мозговой дисфункции (ММД). В школе его могут ожидать сложности, с которыми ему самому не справиться…
Что же это такое – минимальная мозговая дисфункция, и как с ней жить? Об этом говорим сегодня с Ириной Липатовой, опытным педагогом-психологом (стаж работы более двенадцати лет) кемеровской школы №34.
– Ирина Владимировна, в первом классе педагог-психолог обязательно проводит мониторинг адаптационных процессов учащихся. Диагноз ММД часто встречается по результатам? И кто должен подтвердить этот диагноз? Невролог?
– Конечно, нам важно знать, как ребята адаптируются к школе. Мы их очень внимательно наблюдаем всю осень. В процессе наблюдения уже можно предполагать о наличии определенных нарушений в развитии. Правильно подобранные методики помогают подтвердить догадки. Более того, таким деткам мы рекомендуем индивидуальную диагностику (конечно, с разрешения родителей). Тем более что заметить наличие ММД несложно. Я бы даже сказала, что сложно этого не заметить.
– Каковы основные признаки ММД?
– Как правило, у детей наблюдаются проблемы в поведении и обучении уже с первых дней в школе. В первую очередь, это нетипичные невротические реакции. Это и быстрая утомляемость, цикличность работоспособности, нарушения зрительно-моторной координации, трудности перехода информации из кратковременной памяти в долговременную. Очень характерна для таких детей неустойчивость, отвлекаемость, трудности концентрации, распределения и переключения внимания. Иногда это повышенная возбудимость либо, наоборот, пассивность и медлительность, ослабленность, склонность подолгу «застревать» на каких-либо переживаниях, астеничность.
А вот говорить об ММД как о диагнозе я бы не стала. Поскольку, во-первых, постановка любого диагноза – это прерогатива доктора, в данном случае – детского невролога. Ну а во-вторых, в Международной статистической классификации болезней такого диагноза, как ММД, нет.
Минимальные мозговые дисфункции – это наиболее легкие формы церебральной патологии, возникающие вследствие самых разнообразных причин (патологии беременности и родов; ушибов, травм, заболеваний в младенчестве и другого), но имеющие однотипную, невыраженную, стертую неврологическую симптоматику и проявляющиеся в виде функциональных нарушений, обратимых и нормализуемых по мере роста и созревания мозга. Так, для височных отделов мозга период созревания продолжается до девяти лет, а для лобных – до 12-15 лет.
– Если это легкие нарушения, то, может, и не стоит очень уж серьезно к ним относиться?
– Чем раньше мы обратим внимание на эту проблему, тем больше вероятности ее положительно решить. Поскольку психологические и педагогические последствия ММД достаточно серьезны, и они могут существенно нарушить дальнейшую жизнь человека. Сейчас объясню, почему. Максимально ММД проявляются в возрасте от шести до двенадцати лет. Этот временной интервал совпадает с периодом наиболее активного становления мозговых структур и корково-подкорковых взаимосвязей, ответственных за мыслительную деятельность. Происходит формирование письменной речи, функции произвольного внимания, памяти, зрительно-моторной координации, целенаправленного поведения и других важных психических функций. Как правило, у детей с ММД систематические школьные нагрузки приводят к срыву компенсаторных механизмов центральной нервной системы уже в первые месяцы учебы. Развивается дезадаптационный школьный синдром, на фоне которого возникают трудности с усвоением школьной программы – проблемы при письме, чтении, счете. А также проблемы с поведением – агрессивность, неуравновешенность, трудности построения дружеских отношений. В дальнейшем функциональные нарушения центральной нервной системы могут способствовать и раннему развитию склонности к асоциальному поведению: правонарушениям, употреблению спиртных напитков, наркомании.
– Что же делать?
– Однозначно необходима слаженная работа родителей, учителя, психолога. И невролога – обязательно! Во-первых, только доктор может подтвердить или опровергнуть наши подозрения насчет ММД, поскольку в неврологии много диагнозов со схожей симптоматикой. Более того, из практики могу сказать, что часто невролог ставит еще какие-либо сопутствующие диагнозы (синдром дефицита внимания и гиперактивности, астено-невротический синдром, неврозы). Во-вторых, есть группы препаратов, физиолечение, которые активизируют, то есть ускоряют развитие познавательных функций, корректируют процессы возбуждения и торможения. Но это всё уже подробно расскажет доктор.
– Как родители могут помочь своему ребенку?
– Самое главное – все без исключения домашние должны принять как должное, что у ребенка слабая нервная система, и неукоснительно придерживаться единой стратегии воспитания, чтобы детскую психику не «штормило» от педагогических разногласий взрослых.
- Необходимо четко соблюдать режим дня. Ложиться спать, вставать по утрам, есть, ходить на прогулку, делать уроки ребенку нужно в одно и то же время. Привычные действия служат своеобразным сигналом точного времени, синхронизирующим работу нервной системы, а отступление от режима вносят разлад в нервные процессы. Также совместно с ребенком можно разработать свод правил и помочь ему их выполнять.
- Заранее предупреждайте ребенка обо всех переменах. Это дает ему возможность подготовиться к предстоящему событию и исключить ненужные конфликты. По возможности, ограничьте пребывание ребенка в людных местах.
- Приглашая гостей, постарайтесь, чтобы привычный детский распорядок не нарушался, не приглашайте в дом сразу много людей.
- Никогда не выясняйте отношений в присутствии ребенка: ссоры взрослых до крайности истощают детскую психику.
- Важно использовать в процессе общения тактильный контакт, прикосновения, поглаживания. И, конечно, сохранение доброжелательной обстановки – без криков и раздражения.
- Обучите ребенка навыкам снятия мышечного и эмоционального напряжения, например, дыхательной или пальчиковой гимнастике.
- Выберите несколько дел и постарайтесь ни разу не вмешиваться в их выполнение. Одобрите старания ребенка, несмотря на результат. Это поможет формировать чувство ответственности и самостоятельности.
- Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку и чувство самоценности.
- Следует избегать резких запретов, предоставлять ребенку право выбора.
Помните, что дети с ММД спокойнее себя ведут и лучше работают в компании старших детей.
– А в учебном процессе как желательно действовать?
– Здесь очень важный момент – поддерживать тесный контакт с учителем, сделать педагога союзником в борьбе с ММД своего ребенка. На развитие мышления, кругозора, умения рассуждать и понимать должна быть направлена работа родителей и педагога. Основные моменты:
* При выполнении домашнего задания важно находиться рядом с ребенком, регулируя его труд и отдых, но не делая всё за него. И при этом сохранять спокойствие, конечно.
* Предварительное проговаривание делает работу осмысленной, помогает осознать свои действия. Когда ребенок устает, в его рассуждениях появляются повторы, «зацикливания». Услышав это, взрослый может остановить работу и дать ученику отдохнуть.
* Дома у ребенка должна быть возможность работать в том ритме, в котором работает его мозг. Например, три-семь минут отдыха каждые 15 минут. Смена деятельности – каждые 10-15 минут.
* Дома необходимо не только выполнять домашнее задание, но и повторять то, что было пройдено в классе (чтобы проверить, всё ли понято и усвоено верно). И для закрепления материала, перевода информации из кратковременной памяти в долговременную тоже необходимо постоянное повторение.
* В процессе выполнения уроков взрослые могут освободить ребенка от второстепенной, оформительской работы. Например, провести поля в тетради, отметить место точкой, откуда следует начинать писать. Если есть возможность, откажитесь от работы в черновиках – на это уходит очень много сил.
* В процессе работы постарайтесь использовать короткие, понятные и четко построенные фразы, указания должны быть немногословны (не более десяти слов).
* Нельзя давать несколько заданий и поручений сразу. Лучше придумайте алгоритмы выполнения заданий, используйте рисунки, схемы, таблицы.
* В процессе выполнения заданий можно использовать песочные часы, это способствует формированию самоконтроля, ощущения времени.
* Завышенные требования и чрезмерные учебные нагрузки ведут к появлению стойкой утомляемости и отвращению к учебе.
И, наконец, главное, что хотелось бы донести до родителей. Самое вредное для здоровья и бесполезное для обучения – не выпускать ребенка из-за стола, пока он полностью не выучит уроки. Помните, что при правильно организованном процессе обучения и воспитания детей с ММД все имеющиеся легкие функциональные нарушения в работе их мозга к пятому-седьмому классу нормализуются. И не бойтесь обращаться за помощью к специалистам. Берегите здоровье своих детей!