Соцсети:
Актуальное

За годом год

18 января 2018 | Игорь Алехин
Кони, как и агробизнес, чаще для души, а не для денег. Фото: Игоря Алехина.

Петуха сменил Пес, и «Кузбасс» провел традиционный агроопрос, выясняя, насколько удачным/неудачным стал год прошедший для сельхозтоваропроизводителей, какие выводы сделаны на будущее.

 Иван БАЛБИН, фермер, Промышленновский район:

– В 2015 году нами получен грант по программе развития семейных молочных ферм. Главное направление – молочное, растениеводством занимаемся для самообеспечения кормами. Сейчас основное поголовье – около 80 коров.

Концом года практически закончен монтаж оборудования для переработки молока, в феврале 2018-го планируем запустить производство. Цех рассчитан на переработку четырех тонн сырого молока в смену. Сможем выпускать молоко в бутылке, сметану, масло. Очень большие затраты: только на приобретение оборудования ушло 4,12 миллиона рублей. Собственной розницы нет, но есть предварительные договоренности с кемеровскими магазинами.

Наши плюсы – что молоко перерабатываться будет там же, где его надоили. Нет транспортного плеча, сокращаются расходы по доставке сырья. Уходим от проблем сборного молока, когда один частник может испортить молоко, полученное от нескольких десятков сдатчиков. Мы будем перерабатывать только свое молоко и молоко ООО «Тарасовское»: и то, и другое идет высшим сортом.

Переработчики очень сильно снижают цену на молоко при приемке. Собственная переработка поможет нам чувствовать себя экономически более уверенно.

 Александр БАРАНОВ, фермер, Юргинский район, председатель Совета агропромышленного кластера Кемеровской области:

– Я считаю, что прошедший год для агросектора был крайне негативным. У меня и у соседей урожайность получилась обычной, зато сильно просели по качеству зерна, что просматривается абсолютно по всем зерновым культурам. На это накладывается низкий ценник, в том числе на продовольственное зерно, которое на самом деле в дефиците.

По животноводству у нас хорошая динамика, увеличиваем надои. Сегодня доим 18 литров на голову, это в пределах шести тонн в год. Годом ранее доили четыре с половиной тонны. Часть урожая у нас идет на КРС, но это всего около пяти процентов от общего объема.

Выводы: надо сделать определенную диверсификацию в производстве, в частности, по зерновым культурам. Может, активнее заняться техническими культурами, то есть уходить от классики, когда основа – пшеница. У нас кроме нее есть гречиха, овес задействован исключительно в севообороте, продовольственный ячмень выращиваем на реализацию. Думаем о рапсе, льне, может – чечевице и сое. Это зерно, которое имеет стабильное ценообразование из года в год.

В сельском хозяйстве огромное количество системных проблем. В первую очередь это отсутствие государственного внимания. Отсутствие контроля за рынками переработки, когда под маркой молочных жиров используются растительные жиры, что стимулируется и низкой покупательской способностью. Это кадровая политика (точнее, ее отсутствие). Это большой отток населения из сел, что обосновано многими причинами.

У нас в хозяйстве остается нереализованным проект по сырам с микропартикулированными белками, стоимость – около 18 миллионов рублей. Деньги нужны одномоментно, чтобы начать производство в течение месяца. Есть проектная документация, рецептуры, понимание окупаемости проекта и уровня его рентабельности, выстроены технологические цепочки, даже есть кадровый резерв. Вопрос – найти денежные средства. Надо понимать и то, что, заложив сыры, мы на полгода замораживаем деньги, которые могли бы сразу получить за молоко.

Юрий ГРАБКО, фермер, Топкинский район:

– Я честно скажу: собрал урожай в два раза больше. На отдельных полях овес дал по 42-45 центнеров, ячмень – по 25 центнеров, никогда в жизни такого не было. Средняя урожайность – далеко за 20. Но самое главное, чтобы такой урожай получить, нужно произвести затраты. Подготовить землю, посеять хорошими семенами, внести удобрения… Из-за дождей уборочная затянулась, и затраты выросли примерно на треть. Нужно рассчитываться за ГСМ, кредиты, заплатить мужикам, да и весна уже не за горами, – но зерно никто даже не спрашивает. Премьер-министр не раз заявлял, что посмотрят ценовую политику, но уже середина января, а вопрос по цене зерна не рассмотрели.

Для развития нужны средства, но наша продукция дешевеет, а кредиты недоступны. В январе прошлого года хотел взять в банке на посевную льготный кредит под пять процентов. У меня в собственности почти тысяча гектаров земли, техника, дом, машина, классные спортивные лошади – не простые, не «мясо»… Проездил в банк до июля, просил три миллиона, затем два, затем хоть один – так ни копейки и не дали. И когда говорят, что увеличили кредитование крестьян, у меня вопрос: каких крестьян?!

Сельское хозяйство и деревня сегодня – две абсолютно разные вещи. Когда правительство говорит о развитии сельского хозяйства, оно подразумевает развитие деревни, но сколько квадратных сантиметров дорог построено в деревнях? Сколько простроено жилья? Сколько открыто новых детских садов и школ? Норма последних лет, когда одну школу откроют – 150 закроют… Я живу в деревне, понимаю: всё, что в районе еще есть, построено в Советском Союзе…

 Иван МИРОНОВ, фермер, Гурьевский район:

– В 2017 году мы получили большой урожай. С одной стороны это хорошо, с другой – плохо: выходит, что такой урожай невыгоден.

Свою роль сыграла погода, было старание людей, всё было сделано, чтобы получить достойный результат. Затраты на гектар были процентов на тридцать выше, чем обычно, зато если урожайность в прежние годы – до 20 центнеров с гектара, тут – почти 30, местами и побольше. Под этот объем уже осенью пришлось быстренько сделать крытый ток на тысячу квадратов прямо около сушилки, он нас очень выручил. В более-менее приличную погоду молотили, в дождь сушили.

Затраты понесли большие, а цена на зерно упала. Сегодня солярка стоит 40,3 рубля, бензин – 39. А цена зерна – 5-6 рублей за килограмм, овес вообще никто не спрашивает. Парадокс: на хлеб и хлебобулочные изделия цена с нового года увеличилась, на солярку, энергоносители увеличилась, а зерно на четыре рубля подешевело.

Мне немного проще, чем тем, у кого нет животноводства: часть кормов скармливаем свиньям (их около трехсот) и коням. А кто живет только с зерна?!

Когда зерно продавать невыгодно, начинаем думать о сокращении посевных площадей. Но крестьянин такой человек, что весной всё равно старается посеять максимум. Выкладываешься полностью, хочешь получить нормальный урожай, опять надеешься на лучшее, а получается как всегда…

Буквально пять лет назад мы могли приобретать новую технику, а сегодня даже с хорошим урожаем люди не знают, как свести концы с концами. Мы топчемся на одном месте, перспективы никакой.

К нам в район приезжали немцы, ездили по фермерским хозяйствам, смотрели. Спросили, сколько у меня земля. Говорю: «Три тысячи». Они переглянулись: у них крупным считается фермер с 250 гектарами. Потом перевели: с таким количеством земли вы должны бы на космическом корабле летать. Столько земли – и такой нищий?!

 Линар ЮСУПОВ, начальник отдела сельского хозяйства и продовольствия Яшкинского района:

– Минувший год для сельского хозяйства района выдался удачным. Первыми закончили сбор урожая, у нас лучшие показатели по средней урожайности зерновых – 31,9 центнера с гектара. Мы первые в Кузбассе по объемам производства картофеля и по его урожайности.

Успехи есть, но немало и проблем. Пожалуй, основная на сегодняшний день, – проблема брошенных земель. В 2015 году началась работа по передаче в судебном порядке паевых земель в распоряжение администраций сельских территорий, в 2017 году передача земель была завершена. В 2017-м ввели 1200 гектаров, в 2018 году планируем расширить посевные площади за счёт ввода брошенных земель на 3500 гектаров и вводить по 2000 гектаров в последующие годы.

Не радует ситуация в животноводстве и птицеводстве. Обанкротившаяся Колмогоровская птицефабрика на торгах продана птицефабрике «Трудармейская», но дальнейшая судьба предприятия все равно пока вызывает серьезные опасения.

Впереди предстоит огромная и важная работа по возрождению сельского хозяйства, повышению его инвестиционной привлекательности. Постараемся темпов не снижать и продолжать движение по выбранному пути.

Другие статьи на эту тему

К каждой бурёнке – индивидуальный подход

В Кузбассе выбрали лучшего по профессии среди зоотехников-селекционеров.

Фермерская династия

Таких людей, как Сергей Башмаков, уважительно называют солью земли. Потомственный механизатор основал своё крестьянское (фермерское)…

Ферма с нуля

За пять лет на господдержку фермеров в Кузбассе направлено более 135 миллионов рублей. Одним труженикам своевременная помощь позволила начать фермерство с нуля, другим нарастить масштабы уже имеющегося агробизнеса.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс