Нам безопасность не до лампочки!

Процесс утилизации опасных ртутьсодержащих отходов изучил очередной «Экодесант». С технологией познакомились и корреспонденты «Кузбасса».
Пунктов много – только приноси
Активисты, экологи и общественники побывали в цехе по утилизации отслуживших свой срок ртутных ламп и термометров. Он действует в Кемерове по адресу: улица Коммунистическая, 93а.
Отметим, что сегодня в Кузбассе имеется более 70 пунктов по сбору ртутьсодержащих отходов. Установки по их утилизации базируются на трёх предприятиях, два из которых – частные.
Демеркуризационная установка в Кемерове работает с 2011 года при Управлении по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города. Процессом утилизации занимается группа из пяти специалистов. Они организовали сбор отработанных энергосберегающих ламп от населения в 27 пунктах – в магазинах и крупных торговых центрах. Оттуда в цех лампы вывозят на специализированной технике.
«В городе бесплатно лампы от кемеровчан принимаем только мы, – уточняет начальник отдела демеркуризации МБУ «УГОиЧС г. Кемерово» Сергей Пешков. – Мы это можем делать за счет коммерческих организаций, которые утилизируют свои отходы за деньги. На сегодняшний день УГОиЧС имеет около семисот договоров по переработке ртутьсодержащих отходов с крупными промышленными предприятиями, коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями из десяти городов области. Триста из них – муниципальные организации, для которых переработка идёт по себестоимости».
Кстати, Сергей Пешков заметил, что сегодня кемеровчане проявляют ответственную гражданскую позицию в плане отношения к отработанным ртутьсодержащим лампам, не выбрасывают их, а приносят в пункты сдачи или непосредственно в цех.
«Если в 2011 году в наши пункты приносили в месяц 200-300 штук, то сейчас их количество перевалило за тысячу. Соответственно, в год только население сдает 15-18 тысяч ламп. С начала этого года их принято уже 16 тысяч», – констатирует Сергей Александрович.
Процесс переработки
«В специальном журнале мы фиксируем все поступающие к нам лампы и другие отходы, в том числе и от населения, а также информацию по их дальнейшей переработке, – поясняет ведущий специалист группы демеркуризации Денис Вершинин. – Я записываю под роспись, кто, сколько и чего сдал, и когда это было переработано. Раз в неделю результаты подаем в управление. Ничего неучтенного, ни одной лампочки, у нас нет».
Отходы, загрязненные ртутью, относятся к высокому, первому классу опасности. Это энергосберегающие лампы всех типов, ртутьсодержащие приборы (медицинские градусники, спиртометры), ртутные амальгамы, загрязненные ртутью почвы, строительные и другие материалы. От ламп перед обезвреживанием отделяют безопасный цоколь, а колбу отправляют на переработку.
В кемеровском цеху работает термическая демеркуризационная установка УРЛ-2М российского производства, которой не требуется организация санитарно-защитной зоны. В камере при температуре 350° С лампы нагреваются, разрушаются, ртуть испаряется, а ее пары откачиваются вакуумом и оседают в ртутьулавливающую ловушку в жидком состоянии. Полученную смесь (ртуть, конденсат и немного масла) собирают в герметичные контейнеры-баллоны, которые потом отправляют в Новосибирск для специализированной переработки. Так, к примеру, в июне этого года из Кемерова было вывезено 30 килограммов.
Важно, что действующая у нас демеркуризационная установка мобильна (может разместиться в автомобиле) и безвредна для окружающей среды. УРЛ-2М способна переработать за 8-часовую смену до тысячи ламп-трубок типа ЛБ, а компактных люминисцентных – до пяти тысяч.
Разбивать нельзя!
Как отметила главный специалист отдела охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента природных ресурсов и экологии Елена Чернова, ежегодно по области образуется около ста тонн отходов от отработанных энергосберегающих ламп. Если их не утилизировать, а просто отправлять на свалку, последствия для всего живого могут быть плачевными.
«Одна разбитая лампочка содержит от трех до пяти миллиграммов ртути, она способна заразить парами этого очень опасного вещества до десяти тысяч кубических метров, или пятиэтажный дом из 60 квартир, – подчеркнула Елена Викторовна. – Если лампа окажется разбитой, например, на мусорном полигоне, то ртутью заражается и земля, и вода. В итоге этот металл может пасть к нам на стол через зараженные продукты и воду. А последствия заражения могут проявиться только через несколько лет, и человек может даже не подозревать, что причина его заболевания кроется в ртути».
При этом избежать страшных последствий совсем не трудно. Следует лишь запомнить: нельзя выбрасывать старые энергосберегающие лампы в мусорный контейнер, нужно сдавать их в специальные пункты. А адреса ближайших можно найти на сайтах муниципалитетов.
кстати
В Кузбассе ведется планомерная работа по повышению экологической грамотности населения. Например, о правилах обращения с лампочками, градусниками, батарейками рассказывают ребятам на занятиях в детских садах и школах. По области регулярно проходят акции «Охотники за батарейками», «Батарейку сдай – здоровье получай», «Сдай батарейку – спаси ёжика» и другие.
цифры
За шесть лет работы демеркуризационной установки в Кемерове ликвидировано 425 ртутных загрязнений, принято от населения на переработку 92 тысячи ртутьсодержащих ламп. Ежегодно специалисты центра ликвидируют около 60 скоплений с ртутьсодержащими отходами.