«Кто не хочет ходить на «пиф-паф»
В Кемерове завершается кинофестиваль «От Венеции до Канн», возрожденный после четырехлетнего перерыва. Нынче организован двухнедельный показ полнометражных художественных картин, которые стали яркими явлениями киножизни уходящего года, но не пройдут в широком прокате. Среди них фильм «Хорошее время» режиссеров братьев Сефди, получивший Золотую пальмовую ветвь Каннского фестиваля, «Субурбикон» Джорджа Клуни, ставший одним из победителей Венецианского фестиваля, а также уникальный проект «Ван Гог. С любовью, Винсент», первый фильм в мире, полностью нарисованный масляными красками.
О перспективах и проблемах кемеровского фестиваля мы поговорили с его «отцом-основателем» Алексеем Левиным.
– Почему вы решили возродить фестиваль «От Венеции до Канн»?
– Годы шли, а ситуация в кинопрокате города не менялась. Кинотеатры заполнены громкими блокбастерами, коммерческими проектами, и совсем редко туда попадают фильмы для другой публики – авторские ленты, фестивальные хиты, артхаусное кино. Причем рекламы о них никакой нет. Тот же победитель Канн «Квадрат» прошел в сентябре очень тихо и практически не собрал публику. Поэтому было желание вернуть на большой экран «другое кино» (на самом деле лучшее) – для публики, которая не хочет ходить на «пиф-паф» и шутки ниже плинтуса. Дать им хорошее вечернее время.
– А с чем связан четырехлетний перерыв?
– Прошлый фестиваль проводился в ДК «Москва» вплоть до его закрытия. После этого площадку найти было довольно трудно. Понятное дело, что кинотеатры не хотели рисковать: фильмы не представляли интереса в коммерческом плане. И вот, наконец, в этом году руководство киноцентра «Космос» пошло навстречу, за что я им очень благодарен.
– Как вообще в Кемерове обстоят дела с кинофестивалями, по вашему мнению?
– У нас на самом деле один из самых сложных регионов: кино воспринимается только как энтертейнмент и совсем не расценивается как искусство. Кинофестивалей для города с 700-тысячным населением очень мало, да и те, которые проводятся, либо совсем не имеют рекламы, либо проводятся в условиях бюджетного цейтнота. Если характеризовать прокат, то это минимум разнообразия и, самое главное, отсутствие публики (интеллектуальной, подготовленной) для просмотра фильмов не только коммерческих, но и авторского, артхаусного плана.
С другой стороны, у нас всё-таки есть вещи, которыми можно гордиться. Сейчас в городе довольно много киноклубов, где «синефилы» могут посмотреть в компании себе подобных отличные фильмы, начиная от классики и заканчивая современными шедеврами. Фестиваль «Видение» приобрел международную известность и привлекает работы режиссеров из разных стран – от Европы до Африки и Латинской Америки.
– Как происходит отбор фильмов на фестиваль «От Венеции до Канн»?
– Картины должны быть участниками крупных международных фестивалей (отсюда и название). Ну, и поскольку я слежу за мировой прессой в отношении кино, обращаю внимание на отзывы и оценки, которые тот или иной фильм получил на фестивальных смотрах. То есть картина должна быть явлением современного киноискусства, обсуждаемым и признанным. Конечно, за бортом осталось ещё много картин, которые хотелось бы показать, например, «Сеть» Ким Ки Дука или «Кроткая» Сергея Лозницы. Но показать всё, что хочешь, невозможно.
– Много ли зрителей пришло на нынешний фестиваль?
– К сожалению, наши ожидания не оправдались. Довольно большой популярностью, пожалуй, пользуется только «Ван Гог», а вот остальные фильмы вызвали гораздо меньший интерес. Есть просчеты у нас, есть остающаяся инертность потенциальных зрителей. Но я рад и горд в любом случае, что эти фильмы удалось показать на Большом Экране, и что зритель всё-таки пришел. И аплодисменты на сеансах в финале, когда идут титры, были, и благодарности в соцсетях люди публиковали. Значит, всё было не зря.
– Какой вам видится дальнейшая жизнь фестиваля?
– Честно говоря, видится довольно туманно. При удаче мы хотели выйти на проведение фестиваля два раза в год. Но сейчас его будущее под большим вопросом. Всё зависит от кемеровских кинотеатров и, может быть, от понимания, что хорошее кино не всегда прибыльно, но социально важно. В плане развития культуры и города в целом, и каждого человека в отдельности.