Про корма, молоко и надежду на бога
«Кузбасс» 114 (25076) от 29 июня 2010г.
Невеселым случился традиционный областной семинар-совещание по заготовке кормов, который прошел в Топкинском районе. К проблеме отсутствия цены и спроса на зерно урожая прошлого года добавились достаточно нерадостные прогнозы на урожай-2010 и не менее невеселые тенденции в животноводстве области…
От прежних семинаров нынешний отличался тем, что он стал вдвое длиннее. В первый день «тяжеловесы» — крупные хозяйства – как и обычно, знакомились с современной сельхозтехникой; выбирались в поле на практическое занятие по заготовке сена, сенажа и зеленой массы; во время пленарной части слушали прогнозы и рекомендации ученых, практиков, руководителей кузбасской сельхозотрасли. Во второй день – такого раньше не было – практически то же самое делали мелкие фермеры и сельхозспецы. Было много разговоров – летом они, селяне, встречаются нечасто – о происходящем на полях и фермах Кузбасса и страны.
О чем слушали-говорили?Начну с того, насколько актуальна для Кузбасса тема заготовки кормов. Несмотря на существование областной программы по животноводству, коровье поголовье постоянно сокращается. Примерно сотня хозяйств в области занимается молочным животноводством, имея от двух сотен коров. На середину июня в общественном секторе насчитывалось 49534 коровы, год назад – 54241, два года назад – 57172 коровы. То есть при сегодняшних темпах сокращения молочного поголовья через 10 лет коровы останутся только в зоопарках, а проблема кормовой базы будет исчерпана.
Гурьевский район «потерял» за год 442 коровы, Кемеровский – 548, Новокузнецкий – 408, Прокопьевский – 422, Промышленновский – 465, Юргинский – 408, Яшкинский – 344 коровы.
Если учесть, что есть районы, где коровье поголовье насчитывает от 700 до полутора тысяч голов – Гурьевский, Мариинский, Прокопьевский, Тисульский, Топкинский, — то, как прозвучало на семинаре, «…мы съели 4-5 районов». Одна из немногих «хороших» цифр, связанных с животноводством, именно эта: в Кузбассе перевыполнены плановые показатели по мясу. Зато валовое производство молока снизилось на 10 процентов…
Но вот история с семинара: несколько лет назад, рассказал знакомый, когда в цене было зерно, один из крупнейших зерновиков Кузбасса «резал коров и улыбался над нами, животноводами». За последний год молоко выросло в цене вдвое, вот-вот при его дефиците переработчики начнут за килограмм давать по 15 рублей, а зерно упало вчетверо, хуже того, на него нет спроса. Причем большинство представителей сельхозсообщества уверено, что цена на зерно пойдет вверх не раньше чем через пару лет. Некоторые, забыв о патриотизме и продовольственной безопасности, мечтают о неурожае: меньше зерна – выше цена.
Так вот, о тех, кто не бросил в свое время убыточное животноводство. Не сказать, что они вдруг обогатились, но чувствуют себя гораздо более уверенно, чем те, кто когда-то сделал ставку на одни лишь зерновые. Причем государство в последнее время регулярно говорит об оптимизации производства сельхозпродукции: выращивай лишь столько, сколько сможешь продать, заключай долгосрочные договоры, вкладывай зерно в мясо, налаживай переработку, а о том, что производители зерна вдруг получат за выращенный продукт желаемую цену, даже не заикается…
Другая проблема, чтобы не сказать беда, которую подбрасывает селу 2010 год, нехватка дождей. За последние три четверти века подобный июнь был только в 1981 году, тогда с полей по области собрали в среднем по 9 центнеров с гектара. При норме осадков в 60-70 миллиметров в тот июнь выпало 7,6 миллиметра. Люди, близкие к земле, знают, что от влаги, которая остается после зимы, растения получают около 10 процентов от необходимого. В июне нужны так называемые «полезные» дожди (от 5 миллиметров), которые не просто сбивают пыль, а и дают растениям возможность сформировать колос, откуститься, образовать вторичную корневую систему и так далее. Нет влаги – и, как внятно объяснил один из фермеров, «без воды не будет колоса, а зернышки будут как вошки».
Так, в нынешнем июне в Кемерове, к примеру, осадков выпало 7 миллиметров. То есть – смотри выше — 10 процентов от нормы. Вот цифры по другим территориям: Яя, Юрга и Промышленное – по 7 миллиметров осадков, Топки – 13, Крапивинский – 16, Белово – 29. Исключение лишь Тисуль, где прошли два настоящих дождя, давшие 83 миллиметра осадков…
О том, что будет, не случись дожди уже в ближайшее время, селяне отвечать просто отказались. Чтобы не накаркать…
Проблема, естественно, не только с зерновыми – проблема и с кормами. Траво-стой из-за засушливой погоды вдвое хуже, чем в прошлом году. Те хозяйства, что покрепче, удовлетворенно считают прошлогодние запасы сена, говоря: прорвемся, не зря старались… Как всегда, хуже всего будет слабым…
Во время выезда в поле на фоне невысокой и невыразительной травы, которую эффектно косила современнейшая техника, всеобщее внимание привлекли снопы, иначе не скажешь, козлятника да озимой сурепки. Эти растения, периодически вспоминаемые на кузбасских полях, имеют сложную корневую систему, которая позволяет им потреблять влагу не только из глубины почвы, но и из верхнего слоя. Итог – получаемая зеленая масса вдвое больше, чем у многолетних трав. А сурепица, ко всему прочему, как и рапс, выращивается на зерно, и хозяйства, которые уже работают с нею – СХПК «Элита», СПК «Береговой» и ЗАО «Барачатский», пока довольны полученным результатом…
Как ни грустно, практически единственный рецепт от засухи, который услышал на семинаре, крайне прост: не грешить и молить бога о дожде. Синоптики же пока обещают лишь локальные дожди, которые не спасут кузбасские поля.
Впрочем – тьфу-тьфу, потому что те же синоптики всегда утверждают, что лишь трехдневный прогноз может быть точным…
Игорь АЛЁХИН.
Фото автора.
Топкинский район.