Чтобы летали самостоятельно
Никита, ученик 9-го класса кемеровской школы №19, – человек скромный. О том, что недавно он вернулся из всероссийского центра «Орленок», с трехнедельной «Школы исследователей и изобретателей «Кванториум», куда были приглашены лучшие из лучших юных инженерных умов, он почти никому не рассказывал.
В число избранных для обучения в этой школе кемеровский ученик попал, разумеется, не случайно, его пригласили за весомые достижения в проектной деятельности. На «Кванториуме», впрочем, все были такими: свой технический талант ребята продемонстрировали на конкурсах разных уровней, выигрывая, заслуживая похвальные отзывы жюри. А прежде чем создать победоносный проект, нужно было учиться не один год.
Никита, например, техническим творчеством и изобретательством занимается с девяти лет. А в последнее время всё у него складывалась так:
– В начале прошлого учебного года мы с научным руководителем Ярославом Евгеньевичем Мещеряковым, педагогом Кемеровского областного центра детского (юношеского) технического творчества, договорились о проектах, которыми будем заниматься. Выбрали два: «Автономный инкубатор» и «Комплекс разработчика электронной аппаратуры». Трудились над обоими. Сделали их, в апреле представили на конференции в КузГТУ, а в мае уже в Томске – на всероссийской конференции в ТУСУРе. Там и там заняли первые места. После этого нас пригласили в Госдуму на конференцию «Юные техники и изобретатели». Там с 17 по 21 июня, прямо в зале заседаний, свои работы демонстрировали школьники – победители и призеры самых разных конкурсов по технической тематике из всех регионов страны. Человек 200 было. Некоторые проекты отметили, авторов наградили путевками в «Орленок». В том числе и меня.
Карта для безопасности
В «Орленке» ребят разбили по командам, их получилось 26. Каждая со своим направлением. Никиту определили на направление «Аэро» (летательные аппараты). Всего в их команде было 13 человек. Работали над темой «Безопасность беспилотников в городе».
По словам Никиты, никто из ребят сначала не представлял, что и как делать, ни у кого не было понятия об этой сфере. Но после того как расписали алгоритм и планы, задачи обозначились яснее. Одна группа занялась сборкой квадрокоптера из учебного набора, другие создавали 3D-карту. Задача Никиты состояла в создании такой программы, чтобы квадрокоптер мог летать автономно. После того, как была готова карта, то есть 3D-модель местности (кусочка территории лагеря, где ребята жили), ее предстояло загрузить в программу, благодаря которой беспилотник уже летал сам. Со всеми задачами команда успешно справилась: аппарат взлетел и приземлился перед жюри благополучно.
– Никита, если вы занимались темой «Безопасность квадрокоптера», значит, существуют для него опасности? А какие?
– Опасность для летательного аппарата представляют линии электропередачи, здания, в которые он может врезаться. А самая большая проблема – рельеф. В Краснодарском крае местность гористая. Чтобы избежать столкновений, беспилотник должен быть оснащен датчиками. Такими, что способны увидеть препятствия.
– А практический смысл вашего проекта каков? Где такую маленькую летающую машину можно применить, кроме всем известной фотосъемки?
– Например, в медицинских целях. Кроме работы над безопасностью полетов аппарата, мы занялись еще и этим. Беспилотник может доставлять медикаменты в места со сложным рельефом, куда машине «скорой помощи» добраться трудно. Наземный транспорт доехать не может, а квадрокоптер быстро долетит, доставит лекарства. Наш квадрокоптер был маленький, учебный «Клевер-2», но и он может перенести 100 граммов груза. Настоящий, крупный, больший вес перевезет. И тут очень важно, чтобы полет был безопасным, чтобы медикаменты беспрепятственно были доставлены куда нужно.
Никита понимает, что их с ребятами работа не является открытием. Например, в Германии доставку медикаментов при помощи квадрокоптеров уже осуществляют. Однако нашим будущим ученым и инженерам необходимо осваивать новые технологии, чтобы в дальнейшем использовать их, усовершенствовать и создавать что-то новое.
Кроме того, в Кузбассе уже реально планируется развитие аналогичного проекта с применением беспилотных аппаратов. И приобретенный нашим юным техником опыт вполне может пригодиться при его реализации.
Просто, но занимательно
По мнению Никиты Гавриленко, у других команд тоже были очень интересные работы, так что было чему поучиться.
– Мне понравился один из проектов, которым занималась команда из Калининграда, – рассказал кемеровский девятиклассник. – Вроде простенький, но сколько трудов в него вложено! Ребята разрабатывали схемы альтернативного, водного транспорта на летний период – с тем, чтобы разгрузить автотрассы и уменьшить вероятность пробок на дорогах.
Надо сказать, что команда, членом которой был Никита, заняла девятое, непризовое, место. Однако оказаться в первой десятке из почти тридцати команд – это вполне достойный результат.
В Кемеровском областном центре детского (юношеского) технического творчества Никита давно свой человек. Сначала, говорит, радиоэлектроникой активно занимался, потом увлекся робототехникой, а сейчас – программированием и снова радиоэлектроникой, но уже углубленно. И всё в этом центре.
А среди школьных предметов у него, конечно, физика и информатика любимые. Немудрено, что в выборе будущей профессии парень уже утвердился:
– Хочу стать разработчиком радиоэлектронных устройств. После 11-го класса собираюсь поступить в университет по такой специальности.
В общем, научно-практическая деятельность помогает Никите не только профессионально самоопределиться на будущее, но и уже сейчас жить интересно.
Для справки
Что такое «Кванториум»
«Кванториумы» – это федеральная сеть детских технопарков. Созданы они в разных регионах и отличаются уникальным технологическим оборудованием и современным подходом к обучению. Здесь школьники сотрудничают с настоящими учеными и бизнесменами и выполняют реальные производственные задачи. Кстати, в Кемерове вскоре тоже появится технопарк «Кванториум».