Соцсети:
Актуальное

Капитан «Утёнка»

14 сентября 2017 | Игорь Алехин
Владислав Ухман со своей крайней (слово «последняя» он не любит) яхтой. Фото: Игоря Алёхина.

 У кемеровчанина Владислава Ухмана много званий и регалий, назову лишь некоторые. Чемпион России, мастер спорта международного класса, судья международной категории по судомодельному спорту. Заслуженный учитель РФ, руководитель судомодельного кружка…

 – Когда ты сделал свой самый первый кораблик?

– Примерно в 1960-1961-м, когда пришел на областную станцию юных техников. Мне было лет восемь.

– Почему – кораблики?

– Не понимаю, как люди живут в степях, где нет водоема кроме колодца. Я вырос на улице Заречная, у нас была Томь, были наводнения; где теперь Притомская набережная – небольшое озерцо, там, скорее всего, после войны брали щебень. В четвертом классе я самостоятельно построил лодку «Утёнок» длиной примерно два метра. Для нашего озерца она была более-менее нормальная, папа помог просмолить, чтобы не протекала, я с нее рыбачил. В половодье на «Утёнке» выходил на середину Томи и сплавлялся до устья Искитимки, потом возвращался домой; ставил себе задачу такой «кругосветки»… Сейчас осознаю, что был не глупый, а просто дурак…

– Детство получилось судомодельным?

– До десятого класса ходил в судомодельный кружок, принимал участие в чемпионатах области, в газетах писали: «Неизменный чемпион области», участвовал в чемпионатах России… Была огромная конкуренция, попасть даже в состав городской или областной команды – достижение. Уровень такой, что победителя отделяют сотые балла, победа – одновременно мастерство и удача. Едешь с соревнований – уже думаешь, что надо сделать и как… Мы за год делали такие модели, на какие сейчас хоть у детей, хоть у взрослых уходит три-четыре года, хотя сейчас всё можно достать, а раньше – проблемы со всем, начиная от материалов. Но строили модели, которые до сих пор в восхищение приводят.

– Самая важная победа?

– Когда стал чемпионом России, это 1984 год в Казани. Осуществилась мечта, потому что я выполнил норматив мастера спорта, а тогда уровень спортсменов был такой, что на чемпионате Советского Союза было легче стать первым, чем на России. Потом был призером чемпионатов мира, Европы… Каждая победа – праздник и радость, потому что с каким трудом это все достается…

– Твои яхты похожи на другие?

– Я всегда хочу найти что-то свое, и для строительства яхт не использовал ни одного заводского или готового чертежа. Все мои яхты – что-то новое, с совершенствованием. Хочу, чтобы и мои дети сами проектировали. Сегодня появилось много чертежей, документации, но когда ребенок сам думает, это какая-то перспектива.

С детьми работаю много лет, нынче открываю 46-й сезон, мне хочется, чтобы в них проснулась тяга – не обязательно к судомодельному спорту – к техническому творчеству. Все, кто прошел такие кружки, – совершенно другие люди в жизни. У них другой подход к работе, друзьям. Школа – одно, а здесь – мини-коллектив, команда, ответственность. Но если раньше мы говорили, что на сотню пять-шесть замечательных ребят – маловато, то сейчас из тысячи если столько – радость.

– Слышал, что нормальные люди с работы несут, а ты несколько машин на работу утащил. Это правда?

– В деньгах – да. Из дому не тащил, но копил деньги и покупал то, что необходимо для соревнований. Например, в 1982 году купил для яхты исполнительную рулевую машинку хорошей фирмы за 400 рублей. В те годы это два холодильника или два телевизора… Я не один такой, многие, кто хотел чего-то добиться, так делали. В магазинах ничего не было, но из-под полы мы покупали всё, начиная от эпоксидной смолы и стеклоткани до кевларов. Где-то калымы, из зарплаты потихонечку откладываешь…

– Как к этому относилась семья?

– Они до сих пор об этом не знают. Денег уходило немерено, да и сейчас уходит немало на приобретение чего-то очень нужного.

– Сколько отнято от семьи в рублях?

– Я не считал. Я же не вел никакие амбарные книги. Но, по крайней мере, без хлеба не жили. У нас есть руки, и мы постоянно были на левых работах. Делаешь какие-то макеты, заработал 500 рублей, четыреста – домой, соточку отложил, а это были деньги… Был период, когда появились иномарки, но не было приличных автомастерских. Мы эту нишку заполнили, могли реставрировать хоть бамперы, хоть пластмассу. В тот период я чуть-чуть и приподнялся – сад-огород купил, машину, на чемпионаты мира и Европы поездил.

– Судомодельный спорт, если честно, – настоящий спорт?

– Да: подготовка, тренировка, состязательность, талант, азарт – все присутствует. У меня был Ваня Костин – он не так всё на старте делал, но ему любую модель дашь, посмотрит дистанцию, чуть ли не так вот модель бросит, и она у него сто баллов идет! А есть люди, у которых руки замечательные, но выходят на воду, и там не получается… Да, спорт, да, тренировки. Хорошо, что у меня есть учебно-тренировочный девятиметровый бассейн, пусть немного не дотягивает до стандартных десяти метров, но в нем подводные лодки ныряют, радиоуправляемые корабли ходят, он позволяет детям на практике думать, решать проблемы…

Сейчас многое меняется, спорт уходит в сторону хобби. Всё это неподъемно, например, на чемпионат России я выбраться не могу. До Москвы доехать с багажом, гостиница, питание – минимум 25 тысяч. Плюс, если серьезно готовиться, надо купить какую-то матчасть, аппаратуру. До Бердска мы еще можем вырваться, а дальше нереально, ведь дорога и соревнования растягиваются почти на полмесяца. Как ребенка на такой срок оторвешь от учебного процесса? А летом соревнования проводить перестали… Отдушина – Новосибирск, куда едут с Сахалина, Читы, Красноярска, Иркутска, Томска, Перми, Екатеринбурга…

– Теперь выступать с кораблем, который сделал не сам, можно? Раньше это был моветон…

– Это стало модно, и федерация даже принимает решения на уровне чемпионатов России, что если купил яхту заводского изготовления, то оценка начинается с 80 баллов, если сделал сам – от 100 баллов. Вроде, стимулируют творчество. Но могу сказать, что мои яхты и яхты моих детей на порядок выше, чем, например, китайские. Те – ширпотреб.

– Отрицаешь ширпотреб?

– Нет. Есть такое страшное слово хобби, которое у нас не воспринимается. Но я проехал всю Европу, там очень много не спортсменов, а хоббистов. Дедушка купил эту игрушку, собрал. Качество, может, не идеальное, у меня дети делают лучше, и я раньше этим гордился, но счастье-то, потом понял, что люди собираются вместе. Дедушки, рядом бабушки, какие-то маневры делают, второй борт пришвартовался – аплодисменты! Для них это жизнь… Разговаривал с французом, а там нет класса моделей в команде страны, – отвечает: зачем мне спорт, нервотрепка, судьи? Мы с друзьями пришли, сели, жены рядом общаются, дети рядом, это наш мир… И если для них эти покупные модельки по карману, это здорово.

– Со стороны кажется, что у тебя в кружке дети работают, а ты можешь возиться со своими яхтами…

– Это неправда. Как я буду заниматься чем-то своим? Это просто нереально, это абсурд. Я буду работать у станка, а он вытыкать себе глаза?! Здесь ведь довольно травмоопасно… У меня даже такого, чтобы присел, журнал посмотрел, не бывает. Всё время на ногах.

Свои дела – в свободное от работы время. Остаешься в обед, после работы. При подготовке к соревнованиям чуть ли не ночуешь здесь…

– Правда, что на корабликах можно озолотиться, потому что они очень дорого стоят?

– У нас суперценителей нет, а дилетанты хотят за три копейки что-то получить. Для них – китайские игрушки с такелажем из медной проволоки, с парусами неизвестно какими, а всё настоящее стоит очень дорого. Если я покупаю за 20 тысяч рублей набор парусника приличной фирмы, то собрать его стоит от 100 до 120 тысяч. Из готового набора! Если всё бросить и работать каждый день, на это уйдет полгода.

Озолотиться… Предлагают пять-шесть тысяч, но если бы я делал эту модельку хотя бы за неделю… А у меня материалов уйдет на три тысячи, и за две тысячи работать несколько месяцев? Но есть фирмы, которые этим живут, особенно в приморских городах. Там есть спрос, есть цена, ведь еще с Петра пошло, что в каюте каждого капитана должна быть модель корабля.

– Почему у тебя – именно яхты?

– Я ходил на «финне», на «голландце» – настоящих яхтах. Это состояние души, когда ветер, тишина, волны – здорово, не выскажешь. Есть мужики, которые влюбляются в парус, как в женщину…

За жизнь построил три десятка яхт – хорошего уровня, которые нашли одобрение многих спортсменов, это яхты, которые могут побеждать. И которые побеждали! Каждая яхта – творческая мысль, все они международного класса, соответствуют требованиям, двух одинаковых не делал…

– Жизнь удалась?

– У меня много друзей по всей России, хоть они в последнее время и со страшной скоростью уходят, ведь скоро седьмой десяток кончится. Случись поехать прямо с Дальнего Востока до Бреста, – на каждой станции друзья и товарищи, которые встретят и будут рады.

У нас не было такого, чтобы гадость кому-то сделать, были радость, общение, взаимопомощь. Было трудно, но было чертовски интересно…

Другие статьи на эту тему

06 сентября

Столетняя кемеровчанка проголосовала на дому и получила подарок

В Кемерове участница Великой Отечественной войны Елизавета Панкратьевна Кудекина накануне отметила вековой юбилей. Самые последние…

В авангарде дизайнерского воображения

Предприятия лёгкой промышленности Кузбасса имеют достаточный потенциал, чтобы обеспечить жителей региона высококачественными товарами. Сейчас наши компании выпускают одежду и обувь, шьют спецодежду для работников промышленных предприятий. А ещё это та отрасль, где есть место для творчества и свежих идей. Накануне наш журналист побывал в гостях у кемеровчанина Матвея Каухера.

11 апреля

В Кузбассе продолжается строительство современной школы

В микрорайоне «Антипова» в Кемерове по нацпроекту «Образование», инициированному Президентом России Владимиром Путиным, возводится школа…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс