Актуальное

Из «началки» – в пятый класс

11 сентября 2017 | Анна Тимощук

Ещё недавно всем школьным днём наших детей руководил один учитель. Его требования были уже привычны и понятны. А сейчас ребята перешли в пятый класс и начали кочевать по кабинетам, знакомиться с учителями-предметниками, запоминать правила поведения на их уроках. Как адаптировать их к новому этапу жизни? На что обратить особое внимание? Чем помочь? Об этом мы и поговорим сегодня.

Советы учителей

Галина Максимовна Чичкова, учитель начальных классов кемеровской школы №34:

– Мне кажется, что главное – абсолютное принятие ребёнка со всеми его достоинствами и недостатками. Это залог взаимопонимания в доме и успешного перехода из начальной школы в среднее звено.

Дорогие родители, постарайтесь понять, с какими трудностями сталкивается ребёнок. Не отказывайте в помощи при подготовке домашнего задания, если он попросит. При этом не делайте ничего вместо своего чада, делайте вместе! Приучайте к самостоятельности. А вообще всегда полезно познакомиться лично с классным руководителем и учителями-предметниками, установить с ними контакт. И не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребёнка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше все-таки, чтобы учитель был вашим союзником. Плюс к тому, никто не отменял режима дня, друзей-товарищей из класса, эмоционального комфорта дома. Радуйтесь достижениям своего ребёнка! Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому школьнику, а его поступкам.

Обязательно проявляйте интерес к школе, классу, учителям, обсуждайте вместе задания, уделяйте внимание особо трудным предметам, изучайте вместе дополнительную литературу, запишите свое чадо в секцию. Многие дети в это время «съезжают» по учебе. Обязательно внушайте им, что «двойку» можно исправить, задание выучить. А для этого – сесть вместе за учебник, почитать правила, проговорить вслух, повторить формулы, составить конспект. И так каждый день, пока эти правила работы с учебным материалом не войдут в привычку. Необходимо учить работать над уроками сейчас, иначе материал будет запущен и не появится привычки к систематическим занятиям. Помните, что в этом возрасте формируется чувство взрослости, самостоятельность. Кроме учебных дел у вашего школьника должны быть свои домашние обязанности: убрать в комнате, вынести мусор. Так ребенок будет чувствовать свою значимость, что способствует развитию нормальной самооценки и самоуважения, ответственности. Всё получится!

Марина Владимировна Краюшкина, учитель математики, заместитель директора по учебно-воспитательной работе кемеровской школы №36:

– Родителям я бы посоветовала в первый год средней школы не пропускать родительские собрания, особенно в первой четверти. На каждое собрание классный руководитель приглашает педагогов-предметников, которые подробно рассказывают, что требуется от детей, как строится урок, объясняют систему оценивания. В нашей школе в период адаптации к пятому классу активно проводится анкетирование среди учащихся и родителей на тему комфортности процесса обучения. Если всплывают какие-то проблемы, активно подключается педагог-психолог, который старается сгладить ситуацию. Этот специалист работает и с ребенком, и с родителями одновременно.

В пятом классе материал излагается достаточно быстро и в больших объёмах. Я лично советую в таком случае именно педагогам: не подгонять детей в письме, дать им время привыкнуть. В начальной школе много пишут в рабочих тетрадях, а вот практика письма страдает. Тренировать руку и писать больше с детьми – это пожелание нашим коллегам, работающим в начальных классах.

Многие говорят о проблемах с поведением, но мы понимаем, что это в том числе и возрастные особенности. К седьмому классу, как правило, дети успокаиваются, становятся более уравновешенными и взрослыми. Это не страшно, это интересно. И от педагога тоже зависит многое. Нужно быть более внимательным, толерантным к «своим» детям! Важен индивидуальный подход к каждому ребенку. А внеурочные занятия помогают сплотить ребят, чтобы они почувствовали себя более значимыми, взрослыми, став одним целым. Тогда и знания в радость.

Мнение психолога

Юлия Градусова, педагог-психолог кемеровской гимназии №42:

– О каком бы периоде в развитии ребенка ни начинался разговор, как правило, он сопровождается определением «кризисный». Вот и переход из начального в среднее звено школы является переломным периодом в жизни школьника. Начало 5-го класса – сложный этап, и не только для ребенка, но и для учителей, и для родителей.

Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны:

– с обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы «шалеют» от внезапной свободы – они бегают по школе, исследуя «тайные уголки», иногда даже задирают ребят из старших классов;

– с заменой ведущей учебной деятельности (в младшем школьном возрасте) на ведущую деятельность общения. У подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты в связи с большей психологической ценностью отношений со сверстниками;

– с тем, что способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции, хотя умственная активность младших подростков велика. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка.

– с физиологическими особенностями возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) и связанной с ними крайней эмоциональной нестабильностью подростков;

– с изменением условий обучения, разнообразием и качественным усложнением требований, предъявляемых к школьнику разными учителями;

– со сменой позиции «старшего» в начальной школе на «самого маленького» в средней.

Есть и еще одна сторона – учитель, которому нужно привыкнуть. А классу требуется настроиться на работу с ним. Многие учителя, которые берут пятый класс, перед этим работали с выпускниками – взрослыми, самостоятельными учениками, а теперь также вынуждены привыкать к тому, что их новые подопечные нуждаются в дополнительном контроле, напоминаниях. Эти дети могут рассуждать о серьезных вещах и терять одежду, учебники, забывать, в каком кабинете следующий урок и как зовут их учителя…

Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новых ситуациях. Поэтому среди трудностей школьной жизни детей я бы выделила главные: возросший темп и объем работы, новые требования к оформлению работ и необходимость самостоятельно находить дополнительную информацию (литературу) и работать с ней.

Радуйтесь вашему ребенку! Будьте терпеливы! Сохраняйте собственное чувство юмора!

Опыт родителей

Игорь П., папа шестиклассника:

– Конечно, я знал, что в пятом классе будет по-другому. Но так резко всё произошло… Мой сын – круглый отличник в начальной школе, росший под чутким руководством и полным приятием учителем, перешел в мир, где уставшие учителя зачем-то работают на этой работе… Детей распирает от «свободы», им нужно показать, что они круты. И тут должен проявить себя классный руководитель, ведь он ближе к детям там, за стенами школьной цитадели. У нас такого не случилось, учительница молодая, своих детей нет. Было ощущение, что она сама потерялась и не может определиться – подруга она им или учитель. С содроганием жду начала нового учебного года. Но! Пятый класс начал учить нас дисциплине, ответственности. Я позволил сыну «набить свои шишки» – получить тройки за четверть. Из отличника опуститься низко было стыдно. Первая четверть – бравада, к третьей четверти – дискомфорт и нежелание проиграть. Оценки сын с трудом исправил, но главное – усвоил правила игры новой школы. Родителям хочу посоветовать терпения, умения слышать своего ребенка.

Ольга Л., мама семиклассницы:

– Это сейчас всё устаканилось. А пятый класс был у нас очень непростым. Тогда у дочери начались конфликты с одноклассницами, вплоть до нежелания ходить в школу. А ведь все эти девочки шли бок о бок с первого класса, дружили! Была натуральная травля, зависть – ведь она у нас умница-отличница. Ее гнобили именно за хорошую успеваемость, ей даже хотелось «съехать» до четверок и троек, чтобы быть «как все». Что нас спасло? Доверительные отношения, беседы с ребенком. А классный руководитель не хотел и до сих пор не хочет участвовать в этих «детских разборках». Сложно было и от того, что резко возросла нагрузка, каждый учитель считал свой предмет самым важным – на других не оборачивался, не согласовывал объем задаваемого на дом.

Родителям я бы посоветовала больше общаться с ребенком в это время, подбирать правильно слова – они становятся ранимее, подростковый возраст непрост…

Памятка для взрослых

Что может «просигналить» о неблагоприятном прохождении ребенком адаптации:

1. Усталый, утомленный внешний вид.

2. Нежелание делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3. Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4. Нежелание выполнять домашние задания.

5. Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6. Жалобы на события, связанные со школой.

7. Беспокойный сон.

8. Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9. Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Другие статьи на эту тему

27 января

В Междуреченске прошел финал I Кубка детской лиги юга Кузбасса по футзалу

Финал I Кубка детской лиги юга Кузбасса по футзалу состоялся в Междуреченске. В соревнованиях приняли…

Дети и дороги

В Кузбассе проводится марафон дорожной безопасности

14 августа

Капсулу с детскими мечтами посетителей Выставки «Россия» планируют отправить в космос

Капсулу с детскими мечтами, собранными на Выставке «Россия», планируют отправить на Международную космическую станцию. Свидетелями…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс