Водники в двух поколениях
В городе Заречном Свердловской области прошел II этап первенства России по водно-моторному спорту (участвовали спортсмены в возрасте от 8 до 18 лет), а также розыгрыш Кубка России – гонка на 10 миль (от 16 лет и старше).
Отлично выступили на этих соревнованиях водники из города Белово: 15-летний Артем Лобанов занял первое место, мастер спорта Антон Черенев (19 лет) завоевал серебро, а 12-летний Виталий Бервальд – бронзу.
– На соревнованиях даже самого высокого уровня наши ребята всегда на высоте, – говорит тренер Виталий Черенев. – Сказывается хорошая школа и накопленный опыт: секция по водно-моторному спорту обучает детей с 1965 года. Раньше в Кузбассе было пять таких секций, сейчас осталась только одна – наша.
– Старые гонщики передают свои секреты: что нужно сделать с мотором, как разогнать лодку, как правильно войти в поворот, чтобы не выкинуло, – присоединяется к разговору младший сын Виталия Анатольевича, тоже тренер и одновременно действующий спортсмен Антон. – К водно-моторному спорту душа лежит у меня с самых малых лет. Отец со старшим братом уходили на тренировки и меня с собой брали. Так что было время окончательно убедиться в своем выборе. Ведь до седьмого класса я параллельно занимался хоккеем. Успевал, тренировался нормально, но лед – не моя стихия. Ничто так не закаляет дух и тело, не заставляет сутками копаться в моторе, полировать корпус лодки и вскакивать по ночам от мелькнувшей технической идеи, как азарт спортивной борьбы. И если в душе ты гонщик – будешь рваться к победе. Иначе нельзя, когда пример для тебя – твой отец.
– Значит, не мешало, что тренировались у отца?
– Это, наоборот, классно. Поблажек у меня не было, но и страха спрашивать, если что не понимал, или как-то показывать свою слабость в неудачах, – тоже. У меня был опыт, когда что-либо узнать у своего наставника было нереально, это сильно бьет по рукам.
– А вам, Виталий Анатольевич, не сложно было тренировать сына?
– Откровенно говоря, тяжеловато, – смущается Черенев-старший. – Всё время следил за тем, чтобы, даже видя явные способности, не сильно хвалить его. Зачастую наоборот – оставлял его в тени. Хотя признаюсь: часто хотелось пойти на уступки. Но справились! Моему старшему сыну, Павлу, – 24 года. Он, как и Антон, – тренер и мастер спорта по водно-моторному спорту. Я горжусь своими детьми.
– В водно-моторном спорте успех процентов на 80 зависит от технического состояния лодки, остальное – от мастерства гонщика, как он ведет себя на больших волнах и на поворотах, как ориентируется во время старта, – поясняет Антон. – Например, на старте стоит более десяти лодок, и нужно мгновенно оценить ситуацию, повернуть так, чтобы не врезаться и самому не подставиться. Погодные условия тоже влияют. Когда волн нет, сопротивление воды вообще не чувствуется, ощущение, что лодка летит. Но при волне вода твердая, швыряет сильно, тогда приходится непросто. К тому же во время движения гонщик ничего не видит перед собой. Много бликов на воде, еще и нос у лодки поднимается.
Сами лодки разные: есть покупные из стеклопластика, а есть деревянные – они сделаны своими руками. Берется фанера, рейка, все это проклеивается, пропитывается, все время что-то совершенствуется. Каждая лодка уникальна. И мои лодки отличаются друг от друга. Первую мне помогал делать отец, а вот вторую уже сам. Но ближе мне вообще третья – это лодка брата, она покупная. Свои прежние передал пацанам, которые занимаются в секции. Расставаться с ними было не жалко, они же у своих остаются! Сейчас у нас 15 действующих лодок. У стеклопластика по сравнению с деревом есть свои плюсы, но немногим это доступно: стоимость укомплектованной лодки – 200–250 тысяч рублей. Спонсора у нас нет, берем все на свои средства, на соревнования также выезжаем за свой счет.
– А на выезде пользуетесь теми лодками, что предоставляют организаторы соревнований?
– Ездим со своими. Мы изготовили специальную конструкцию, где помещается две-три лодки (вес одной в среднем 250 кг. – А. Л.), цепляем ее к машине и добираемся своим ходом. Самое дальнее, куда ездили, – Екатеринбург. В пути были двое суток, гнали без остановок, за рулем по очереди. На третий этап первенства России собираемся ехать в Краснодар, в дороге придется побыть дольше.
– Признателен жене, Татьяне Аркадьевне, за то, что терпит меня. Меня часто не бывает дома, так же, как и денег, – вновь включается в беседу Виталий Анатольевич. – Но все гонщики в душе фанаты, и я не исключение.
– Вы более 20 лет отдали водно-моторному спорту и по-прежнему ему верны…
– Люблю свой город. Сам в секцию пришел в шестом классе. После школы уехал учиться в Прокопьевский горный техникум. Женился. Вернулся в родные места, устроился горным электромехаником на шахту «Колмогоровская». А душой тянуло в секцию. Пришел попроведовать Геннадия Петровича Перминова (руководит секцией с 1972 года. – А. Л.), а там – разруха. Геннадий Петрович чудом сохранял и поддерживал те немногие ветхие лодки, что были. Я начал ему помогать. А когда немного подрос Павел, совсем перешел на тренерскую работу.
– Вашей внучке Арише сейчас три с половиной года. Ее тоже в водно-моторный приведете?
– Пока решили, что девочка пойдет в фигурное катание, – смеется Виталий Анатольевич. – Первые шаги поможем сделать, а дальше она сама уже разберется. Если захочет – будем рады видеть ее в наших рядах гонщиков…
Александра Луговая