Выходы в «другое пространство»

В поисках необычных средств выразительности кемеровская Молодежка, по большому счету, пускается в долгосрочный эксперимент – будет ставить спектакли не в стенах родного театра, а за его пределами.
Уже 7 сентября в рамках проекта «Театр другого пространства» в кафе-баре «Маяк» состоится премьера первого спектакля «Пьяные» по одноименной пьесе Ивана Вырыпаева. В планах также постановки на вокзале, в аэропорту и в других «других пространствах» Кемерова.
Зачем это нужно, рассказывают директор театра Григорий Забавин и главный режиссер Ирина Латынникова.
Григорий Забавин: – Есть такой термин «театр живой среды», когда спектакль погружается в живую среду. Смысл проекта «Театр другого пространства» в том, чтобы выйти из стен театра, освоить новые площадки, такова наша идея. Спектакль выходит в другое место, это место становится не просто каким-то иллюстративным по отношению к нему. Спектакль как бы прорастает в другое пространство, приспосабливается к этому непривычному для себя пространству, сама ситуация влияет на то, каким спектакль будет. Мы надеемся, что это будет целая серия спектаклей на протяжении нескольких лет, и первый манок – это спектакль по пьесе Вырыпаева.
Ирина Латынникова: – Этот проект и для наших актеров представляет большой интерес. Потому что, когда ты все время работаешь в одном пространстве, пространстве театральной сцены, ориентирован на зрителя, который всегда расположен в одном и том же месте, ты знаешь, как с ним взаимодействовать. А как только ситуация выходит за рамки театральной коробки, это стимулирует актера к поиску средств выразительности, новых способов общения. В кафе-баре «Маяк» актеры, задействованные в спектакле «Пьяные», будут сидеть за столиками вместе со зрителями, так что сначала даже будет сложно понять, кто есть кто. Актерам придется вступать со зрителями в диалог, и при этом быть внутри постановки. Это страшно, но очень интересно.
– В «Маяке» довольно-таки специфическая публика, к примеру, молодежь тусовочная. Вы это учитываете?
Григорий Забавин: – Это будет обоюдный процесс, туда на спектакль придут, конечно же, наши постоянные зрители, которые знают весь наш репертуар, но которые при этом никогда в жизни не были в кафе-баре «Маяк», и вообще ни в каких барах не бывали. И с другой стороны, молодежь, бизнес-люди, которые любят это кафе-бар, но не ходят в наш театр и ошибочно считают, что мы театр для детей. В «Маяке» работает много креативных ребят, там постоянно устраиваются творческие тусовки, кинопоказы, им много что интересно, и они очень заинтересованы в нашем экспериментальном проекте.
– Можно ли говорить о том, что вам сегодня нужен новый зритель?
Ирина Латынникова: – А он появится и так. Вообще, если ты чем-то профессионально занимаешься, каждый раз нужно себя бросать в неизвестное, чтобы выходить из зоны комфорта. В преддверии нового театрального сезона у нас был разговор с актерами, говорили вот о чем: в этом году театру исполняется 26 лет, театр, безусловно, чего-то достиг, мы доказали что-то, и появилась уверенность, что мы умеем это делать хорошо. Но при этом внутри появилось что-то такое тревожное, что мы стали спокойно жить. Когда ты занимаешься одним и тем же, ходишь туда и обратно, получаешь профессиональное признание, момент поиска исчезает… А где тогда творчество? Актеры – они же азартные люди, когда в театре реально интересно, идет поиск средств выразительности, они тогда совершенно по-другому живут. И нужно все время эту среду, этот воздух в театре делать живыми, пускаться в неизведанное, ошибаться, делать, даже если не получится.
– Вы говорите, что это будет серия спектаклей. Уже известно, когда, где и какие спектакли вы поставите?
Григорий Забавин: – Многие вещи пока на стадии разработки, и не хотелось бы заранее раскрывать все карты. Но могу сказать, что в рамках проекта мы хотим пригласить в Кемерово одного молодого питерского режиссера, автора интересного проекта – он поставил в городе спектакль-променад «Волна», где зритель в течение полутора часов вообще не сидит, проводит все время на ногах. Это очень интересная задумка, у нас таких форм еще не было. Спектакль провокационный, и такой материал сразу бьет по голове.
Ирина Латынникова: – Это сегодняшняя общая тенденция, когда театры выходят из своих стен. Все эти формы, в том числе и иммерсивный театр, появились в европейском театре уже давно. Сидеть в своем театре, как в крепости, ставить академично – это неинтересный, скучный путь, и он ведет в никуда. Нужно выходить, чтобы искать. Театр – это же отражение нашей жизни. Мы сейчас стали более свободные, открытые и тоже пытаемся что-то попробовать.
Григорий Забавин: – У меня на этот счет несколько иная позиция. Считаю, что есть основное, магистральное, центральное, есть великое русское искусство, которое нужно держать, сохранять изо всех сил, ибо оно атакуемо дополненными реальностями. Не думаю, что этот поиск должен быть основным, но, конечно, я поддерживаю этот проект. Потому что, на мой взгляд, он очень сильно должен разнообразить культурную палитру нашего города и репертуар театра.
– Первый спектакль пройдет в кафе-баре, от чего привычного вам придется отказаться?
Ирина Латынникова: – Не то чтобы отказаться… Скорее, надо говорить о том, что у нас появится. В театре у нас искусственный мир, он иллюзорный, условный, мы сами создаем некую художественную среду. А сейчас мы идем со своей информацией, со своей атмосферой, ритмом жизни в конкретное место, у которого тоже своя атмосфера. По сути, мы отказываемся от некой искусственности, от некой иллюзорности. Выходим в настоящую реальную среду, где пытаемся организовать действие по художественной модели мира. У нас там не будет привычных декораций, само кафе-бар – это уже и есть декорации. Там также не будет разделения на сцену и зрительный зал.
– На ваш взгляд, кому это больше нужно: театру или зрителю?
Ирина Латынникова: – Это нам обоим нужно, и зрителю тоже, конечно. Ведь форм театра бесконечное множество, форм и способов общения со зрителем. Зрителя хочется немножко развернуть к театру, убедить, что это живое искусство, что оно и тебя может обжечь. Всё это затевается ради поиска живого общения.
Григорий Забавин: – Ну, и правда актерского существования несколько другого порядка. На сцене ты работаешь с партнером, и всегда знаешь, с какой стороны на тебя смотрит зритель. Во время спектакля «Пьяные» актеры будут находиться рядом со зрителями. И здесь нужно изобрести иной метод существования.
Для справки
Иммерсивный спектакль (от англ. immersive – «создающий эффект присутствия, погружения») создает эффект полного погружения зрителя в сюжет постановки, где он становится полноправным участником происходящего. В любой момент актеры могут, к примеру, обнять его, или поцеловать, или просто долго смотреть в глаза.
Кстати
В 2013 году Кемеровский театр для детей и молодежи привез домой целый букет наград с X Всероссийского фестиваля театрального искусства для детей «Арлекин», ежегодно проходящего в Санкт-Петербурге: «Лучшая мужская роль», «Лучшая женская роль», «Лучшая работа режиссера» и главный приз – Российская национальная театральная премия в номинации «Лучший спектакль» за постановку «Волшебное кольцо». Это признание самого высокого уровня, ведь премия «Арлекин» ценится наравне с «Золотой маской», только в области театра для детей.
? «Пьяные», пожалуй, самый честный из имеющихся спектаклей у @kemteatr Отчаянно рекомендую ? Спасибо актерам ?
Для вас, для тех с кем я люблю приободриться ?
___________________________________________________________________
отзыв от зрителя @i.rodnulechka
Всегда сильно радуюсь, когда в афише Молодёжного театра #kemteatr вижу слово «премьера», после чего со скоростью света устремляюсь за билетами. Этот раз не стал исключением. 7 сентября состоялась премьера спектакля «Пьяные».
Слушайте, ну это просто что-то невероятное. Абсолютно потрясающая игра актёров. Абсолютно. Потрясающая. В очередной раз получила просто колоссальное удовольствие от того, что провела вечер в вашей компании!
P.S. до сих пор в голове прокручиваю некоторые, особо запавшие в душу, диалоги. Есть о чем подумать.
_________________________________________
отзыв от зрителя @katievasilyeva