Искусство освобождения камней
В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась выставка традиционного камнерезного искусства Тувы «Сокровища времен» .
Дикие олени, кони, верблюды, яки – эти маленькие фигурки из агальматолита, чем-то схожие с японскими нэцкэ, давно стали визитной карточкой тувинского национального искусства. На этот раз в столице Кузбасса экспонируются работы сразу четырех художников. Выставка позволяет увидеть, как мастерам удается проявлять свою творческую индивидуальность и неповторимый авторский почерк, но при этом оставаться в пределах канонов тувинской национальной камнерезной школы.
Кто был первым?
Мало кто знает, что Тува, эта таинственная и труднодоступная территория, по праву может считаться в современном мире одним из центров камнерезного искусства. Здешняя школа камнерезов намного старше знаменитой уральской школы, своими традициями уходит вглубь веков, камень на территории Тувы умело обрабатывали еще до нашей эры.
Основным материалом для тувинской народной скульптуры служит агальматолит, по-тувински чонар-даш, что дословно означает «камень, который можно резать». Впервые термин «агальматолит» появился в конце XVIII века (на греческом агальма – это статуя). А чонар-даш в Туве начали обрабатывать три-четыре тысячи лет назад, когда не было еще ни России, ни самой Тувы, но была земля, по которой перемещались в поисках новых пастбищ многочисленные кочевые племена.
Агальматолит – редкий и труднодоступный камень, сегодня его, в основном, добывают в США, Чехии, Румынии, но самые большие залежи все-таки находятся в Монголии и Туве.
Звериный стиль
Мастерство древних художников Тувы в передаче в камне характерных повадок животных, динамики их движения достигло высочайшего уровня уже во времена скифов. Фирменный скифский «звериный стиль» в искусстве в определенный момент объединял многие кочевые племена, близкие по образу жизни, культуре и идеологическим представлениям и обитавшие по всему так называемому «поясу Евразии»: от нижнего Дуная на западе до излучин Хуанхэ на востоке. Тува также входила в этот пояс. О мастерстве скифских художников свидетельствуют находки, сделанные российскими и европейскими археологами в «Долине царей». Это обнаруженная в Туве в 1971 году цепочка крупных курганов (самые известные из них «Аржан-1» и «Аржан-2»), являющихся могилами родовых и племенных вождей скифского времени.
Сегодня «Долины царей» – крупнейшее из известных в северной Азии царское захоронение скифского периода, датируемое IX-VII веками до нашей эры. Эти курганы намного древнее причерноморских скифских курганов, что дало ученым основание полагать: именно отсюда, с территории современной Тувы, началась эпоха скифов.
Вторжение гуннов, власть Тюркского каганата, а затем кыргызских феодальных захватчиков, татаро-монгольское иго, протекторат маньчжурской династии – история Тувы формировалась в непростых условиях. Сменялись династии, но при этом традиции тувинского монументального искусства не прерывались, а модифицировались.
От черного к белому
Сюжетно-тематический диапазон и иконография тувинской скульптуры закреплены многолетней традицией и не допускают произвольных интерпретаций работы с камнем. Декоративных эффектов художники достигают благодаря обработке камня разных цветов. Агальматолит может иметь множество оттенков – от черного цвета, серебристо и пепельно-серого, коричневатого, красного, золотистого, розоватого до почти чистого белого. Так, к примеру, известный современный камнерез Юрий Ооржак любит работать с черным камнем, который, по его мнению, обладает большей выразительностью, в целом более живописен и монументален. На выставке в Кемерове сейчас экспонируются его «Верблюд» (2016) и «Пастух» (2016) из черного агальматолита, из темного серого – «Кабан» (2017), из светло-серого – «Табунщица» (2017).
Юрий Ооржак – народный мастер, постигавший основы камнерезного искусства самостоятельно (по образованию он каменщик, а работал также бетонщиком и водителем). Отличительной чертой его мелкой пластики является постоянный поиск новых форм декора и орнаментики. К примеру, в работе «Архары» (2016) автор сознательно детально прорабатывает только рога животных, оставляя остальные части композиции гладко зашлифованными, благодаря чему и достигается ощущение ритма и экспрессии.
Другой известный камнерез Сергей Одушпай предпочитает работать с белым агальматолитом. По первому образованию этот мастер тракторист-машинист, но умение работать с камнем у него в крови. Резьбой стал заниматься еще в школе, позже окончил Кызыльское училище искусств и получил специальность художника-оформителя. Одушпая отличает острый от природы глаз и твердая рука, он почти не работает с эскизами, сразу воплощает задуманное. А еще этот народный художник очень сдержанно использует декор, его работы отличает простота и выразительность. Зато особенно богаты моделировка скульптур Одушпая и пластическое выражение движения, это прочитывается и в названиях его работ: «Стремительный всадник» (2013), «Бегущий конь» (2014), «Бегущий медведь» (2016), «Воющий волк» (2017).
Быть современными
Не отходят от основ своей народной культуры и два других талантливых тувинских камнереза – Хеймер-оол Донгак и Александр Баранмаа. Однако полученное академическое образование очень сильно повлияло на их творческий метод (Донгак с отличием окончил отделение монументальной скульптуры Ленинградского высшего художественно-промышленного училища Веры Мухиной, Баранмаа – факультет скульптуры Красноярского государственного художественного института имени Сурикова). В их творчестве органически соединились традиции академического русского искусства, своеобразие искусства Азии и опыт народного тувинского промысла.
Переосмысляя национальный опыт тувинцев, Хеймер-оол Донгак выходит на уровень обобщений и вечных тем. Этот мастер может позволить себе неожиданную новизну ракурсов, сложную двух- и даже многофигурную композицию: «Калдар эниктер. Мать со щенками» (2003), «Демисел. Схватка» (2011), «Тайга ээлери. Хозяева тайги» (2016).
Александр Баранмаа, в начале своего творческого пути много работавший с агальматолитом, на выставке в Кемерове представлен в том числе и несколькими ранними работами: «Козел» (1982), «Конь» (1986). Сегодня мастер чаще использует такие материалы, как гипс, бронза, чугун, гранит, шамот, кедр. И даже пластик. Кроме того, он «ушел» в большие скульптурные формы. Но при этом в работах «Солнышко. Посвящается Ая Марути» (2006), «Вечный дозор» (2008), «Культегин. Перекочевка» (2015), «Доброволец» (2015) современность пластических решений вовсе не затмевает ярких черт национального своеобразия его скульптуры.
Впрочем, сила всех перечисленных тувинских художников как раз и видится в том, что они смогли выстроить свое творчество на истоках народной культуры, но при этом говорить со зрителем на современном языке.
Для справки
Один из старейших в Туве центров камнерезного искусства находится в поселке Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района. Именно в горах Бай-Тайги сосредоточены богатейшие залежи агальматолита. Здесь выросло не одно поколение потомственных художников-камнерезов.
Правило тувинских камнерезов:
«Перед тем, как резать камень, долго смотри на него, долго думай, старайся угадать, что в нем спрятано. Не поднимай нож, пока не увидишь, что там скрывается: всадник или быстроногий олень, свирепый бык или нежная косуля? Они уже сейчас спрятаны в камне, и когда ты режешь чонар-даш, ты их освобождаешь».