Таштагольский район остался единственной территорией в Кемеровской области, где сохраняются регулярные рейсы вертолёта в отдалённые посёлки, сообщает пресс-служба администрации района. Из 102 населённых пунктов этой территории 42 посёлка не соединены с райцентром автомобильным движением, более того, в некоторые из них можно попасть только по реке или через тайгу – пешком, на лошади или на снегоходе зимой. В таких посёлках проживают преимущественно коренные жители – шорцы. Именно поэтому ежегодно в муниципальную программу «Возрождение и развитие коренного населения Таштагольского района» входит статья расходов на содержание вертолёта в аэропорту города Таштагола, цена вопроса составляет 30 миллионов рублей. И выполнять эту программу удаётся только при поддержке губернатора Кузбасса.
Анализ показал, что в прошлом году, выполняя рейс один раз в неделю, вертолёт перевёз 1457 пассажиров, с начала 2017 года – 615. В среднем билет для одного человека обошёлся в 120 рублей, поскольку для коренного народа установлена льготная цена. А вот для бюджета района перелёт каждого пассажира влетает в копеечку, точнее – почти в 23 тысячи рублей! При этом загруженность борта стабильно остаётся низкой, например, в поселок Сензас в феврале этого года прилетел лишь один человек, в апреле – пять, в мае – шесть. И в других посёлках картина похожая: в Мрассу в феврале – один прилетевший, в марте – шесть, в апреле – восемь. Резкий рост числа пассажиров чётко привязан к началу каникул, когда дети из городского интерната разъезжаются по домам. В остальные месяцы вертолёт не заполняется полностью, бывает, занято меньше трети от 16 посадочных мест.
Также за 2016 год вертолёт восемь раз вылетал в отдаленные посёлки для оказания медицинской помощи и эвакуации экстренного больного, за пять месяцев 2017 года было три таких вылета.
Словом, получается, что содержание вертолёта ложится тяжелым бременем на бюджет, а отдача от него незначительна. Поэтому глава района Владимир Макута поручил своим заместителям разработать варианты решения проблемы транспортной доступности отдалённых населённых пунктов, другими словами – найти более дешевую альтернативу вертолётному сообщению. Предварительно решение уже просматривается: для одних посёлков можно приобрести автомобили высокой проходимости, для других – лодки, снегоходы. Даже единоразовые расходы по приобретению транспортных средств будут сопоставимы с годовыми затратами на содержание вертолёта, а в последующие годы расходы заметно уменьшатся.