Весь Новокузнецк – наш сад!
Буквально за несколько дней до 399-летия Новокузнецку вернули знаковую цитату на Привокзальной площади: «Я знаю — город будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в советской есть!» Именно так: в стране в советской, а не в Новокузнецке, как предлагалось ранее. Приводят в порядок и другие символы южной столицы Кузбасса, непременно присутствующие во всех фотоизданиях о Новокузнецке. И средства для этого появились, и возможность, и, главное, осознание истинной ценности этих вроде бы не самых жизненно необходимых для города объектов.
Самый неофициальный лозунг
Сегодня даже старожилы четырёх домов со строчками Маяковского не помнят, когда появились эти буквы и когда исчезли. Если обратиться к фактам, то площадь, служащая воротами города, получила завершённый вид к середине 60-х годов прошлого века. Место было людное, поэтому на крыше первого дома по проспекту Металлургов, где находился продуктовый магазин «Привет», появился лозунг в духе того времени: «Будем жить и работать по-коммунистически!» А в конце 60-х городские власти поддержали чью-то счастливую идею: сделать визитной карточкой города известные каждому школьнику строки Маяковского.
«Первый вариант надписи был не самым лучшим с точки зрения дизайна, — рассказывает историк-краевед Пётр Лизогуб. – Буквы были мелковаты, сливались, плохо читались. Тем не менее они простояли 10 лет. А в 1981 году Новокузнецк впервые широко отмечал свой день рождения – 50 лет с момента выхода постановления ЦИК СССР от 03.07.2031 г. «О преобразовании рабочего посёлка Сад-город в город Новокузнецк». К юбилею приурочили ряд крупных мероприятий, появились памятные знаки, стелы. Соответственно, обновили и буквы на Привокзальной площади. В памяти новокузнечан остался как раз второй вариант. Он просуществовал до начала 90-х. Надо представлять ситуацию тех лет, когда всё советское уже считалось чем-то бросовым и когда уходили элементы прошлого. Тогда, например, погиб памятник федерального значения – домна № 1. В 1992-1993 её демонтировали, и даже никто не ахнул! Что уж говорить о каких-то буквах. На их исчезновение никто не обратил внимание».
Предложения о восстановлении надписи на домах зазвучали в начале 2000-х. Сначала они воспринимались как чудачество. Но два года назад вопрос перешёл, что называется, в практическую плоскость. По крайней мере, недавний капремонт крыши на Металлургов, 1, делали уже с учётом возможного монтажа букв. И вот исторический момент настал: красные строчки с алой подсветкой должны загореться завтра вечером, как только на город опустится последняя июньская ночь.
явлен в паспорте памятника. Сейчас это может прозвучать нелепо, но пятиметровую фигуру поэта в советское время едва не потеряли! В 1957 году после отливки на ленинградском заводе монумент привезли в тогда ещё Сталинск и благополучно забыли на каком-то складе. Только спустя 10 лет тогдашнему секретарю горкома партии Петру Дорофееву рассказали о бесхозном памятнике. И как раз вовремя: в день 50-летия Октябрьской революции Маяковский занял законное место на площади, давно носящей его имя. Причём место это выбирали с помощью фанерного макета памятника, сделанного в натуральную величину. Его передвигали по площади, прикидывая на глаз, в какой точке фигура «горлана-главаря» будет смотреться наиболее выигрышно.Главный проект архитектора Лужбина
Проследи ленинградский скульптор Борис Плёнкин за судьбой своего детища, и, вероятнее всего, памятник Маяковскому установили бы намного раньше. А вот другой ленинградец – архитектор Леонид Лужбин – в те же 50-е годы реализацию своего проекта курировал лично. Переселился на время в Сталинск и следил, чтобы Дворец культуры Алюминщиков не потерял во время строительства лепные украшения, скульптуры и другие «излишества», о которых уже вышло соответствующее постановление. В итоге проект архитектурного ансамбля, созданный ещё во время господства сталинского ампира, упрощений избежал – как со стороны чиновников, так и от не всегда следовавших авторскому замыслу строителей. И пускай возводили ансамбль долгих десять лет, зато в Кузнецком районе сформировался уникальный по красоте центр: роскошный дворец, самый большой тогда в городе жилой дом и уравновешивающая его колоннада с другой стороны площади. Наиболее приметной в этом великолепии стала семиметровая башня с часами.
Три больших циферблата и стрелки с поминутным ходом заставляли думать, что внутри башни работает сложный механизм. Вот что писал развенчавший этот миф корреспондент «Кузнецкого рабочего» Вячеслав Паничкин:
«По узкой железной лестнице поднимаемся в люк, но огромный куб ….. абсолютно пуст. Несмотря на объём башни, сравнимый с часовым залом Спасской башни Кремля, электромеханизм поставили отдельно – в соседнем Дворце культуры Алюминщиков».
Как утверждают специалисты, «начинку» разместили отдельно от часов ради удобства эксплуатации. Но механизм всё равно часто капризничал, пока однажды не отказал окончательно. Символично, что ровно за 400 дней до 400-летия Новокузнецка старые стрелки вновь начали показывать верное время. Теперь у часов на башне более мощный и современный механизм, а также система коррекции времени через GPS-навигатор.
Вторая жизнь «Коммунара»
В год 400-летия Новокузнецка должен вернуть себе прежний статус и ещё один памятник архитектуры — кинотеатр «Коммунар». С начала 2000-х первый звуковой кинотеатр за Уралом, долгие годы бывший центром культурной жизни города, сдавался в аренду для торговли. При этом здание остро нуждалось в ремонте. Благодаря содействию народного артиста РФ Владимира Машкова, родители которого работали в Новокузнецком театре кукол, в помещение кинотеатра переедет театр кукол «Сказ». Разумеется, после глобальной реконструкции. Снаружи объект регионального значения не изменится, зато внутри появятся два зрительных зала с театральными балконами, студия звукозаписи, художественная мастерская, декорационный цех, помещения для репетиций и многое другое, о чём сотрудники театра кукол ещё недавно могли только мечтать.