Последний герой «сурового стиля»
В Кемеровском областном музее изобразительных искусств открылась персональная выставка «Жизнь в искусстве» красноярского художника Валентина Короткова в честь его 80-летнего юбилея.
Выставка передаёт аромат ушедшей советской эпохи и период торжества всевозможных «измов» как нельзя лучше, погружает в атмосферу старого доброго реализма.
Валентин Дмитриевич Коротков – представитель старшего поколения сибирских художников, родился в 1936 году. Он начинал свой творческий путь полвека назад – в середине 1960-х, когда по окончании Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова в 1964 году по распределению приехал в Красноярск.
Валентин Коротков плоть от плоти советский художник. Воспитанник той эпохи, он шел в ногу со временем, отражая взгляды и устремления ведущих художников. Напомним, в 60-е годы в советском искусстве определяется новый, ставший порождением «оттепели» так называемый «суровый стиль». Когда художники, оставаясь в рамках соцреализма, стали позволять себе эксперименты. Триптих «Коммунисты» (1957–1960) Гелия Коржева, «Полярники» (1961) братьев Смолиных, «Ремонтники» (1963) Таира Салахова, «Свадьба на завтрашней улице» (1962) Юрия Пименова – это были первые новаторские попытки заговорить в искусстве «человеческим языком» после помпезных, пафосных, парадных произведений послевоенного времени. Принципиальный момент: героическое начало в произведениях «сурового стиля» возникало через достоверное воспроизведение суровых трудовых будней, повседневного человеческого быта, отсюда и название стиля.
С самого начала своего творческого пути Валентин Коротков не хватает с неба звезд и обращается к современной тематике, востребованной тогда – трудовой, индустриальной, национальной. Романтика охвативших страну больших строек хорошо прочитывается в работе 1973 года «Красноярск строится», или в большой серии работ, посвященной возведению Саяно-Шушенской ГЭС, куда в ходе своих творческих командировок неоднократно ездил художник.
Еще одной магистральной темой для художника в тот период стала Республика Тыва. В 1970-е годы из поездок по Тыве он привозит большое количество натурного материала. Это серия, состоящая из пейзажей, которые приобретают у Короткова эпическое звучание и скорее декоративны, нежели реалистичны («Окрестности села Тээли». 1970, «Вечерние долины. Тува». 1971, «На реке Хемчик». 1980), и типизирующего плана портретов тувинцев («Портрет тувинской девушки». 1970, «Молодость Тувы». 1971, «Тувинские мальчишки». 1975).
Отдельной страницей творчества Короткова стала портретная галерея актёров Красноярского ТЮЗа, над которой он работал как раз в период «оттепели». В 1960-е годы в Сибири творческую интеллигенцию можно было пересчитать по пальцам. И на местах делалось все, чтобы заманить к себе из столицы актеров, писателей, журналистов и удержать их в развивающихся городах. И заслуга художника, что он смог запечатлеть в портретах, как выглядел молодой культурный Красноярск тех лет. В этой серии Валентин Коротков, попав под тогдашнюю волну реалистического новаторства, тоже пустился экспериментировать. Портреты актеров у него выполнены исключительно в зеленой гамме. «Портрет художницы Рязановой С., актрисы ТЮЗа». 1965, «Портрет Опаркова Г., режиссера ТЮЗа. 1987» выполнены с деформацией цвета, световыми искажениями, которых в реальной жизни могло и не быть, но которые усиливали звучание образа, в данном случае придавали герою драматизма.
После распада Союза Валентин Коротков не отчаялся, в то время как многие художники не смогли принять перемен. Коротков не изменил себе и остался верен реализму. Идеологическая составляющая ушла из его работ, но осталось крепкое мастерство, академическая школа письма. Последние годы он пишет портреты родных, друзей, ушел в так называемый тихий мир вещей. В своей мастерской, где сейчас живет 80-летний художник, он выращивает кактусы, они стали основным объектом его внимания, то, что происходит за окном, мало его интересует. «Кактус зацвел» (2014), «Снова кактус зацвел» (2015) – художник как будто измеряет этими событиями свое личное время.
Возможно, ретроспективная выставка Валентина Короткова в современных реалиях выглядит несколько старомодной, но ценность ее в том, что она передает большую палитру интонаций ушедшей эпохи. И Коротков – тот мостик, который связывает эти два времени.