Философ большой дороги
В Кузбасском центре искусств открыта фотовыставка Геннадия Шатова «Путешествие по жизни».
Экспозиция стала итогом одиночной «кругосветки» на мотоцикле фотохудожника из Молдавии. За 481 день (ровно столько понадобилось, чтобы обогнуть земной шар) автор преодолел 100305 километров и побывал в 37 странах мира – на всех континентах.
Важный штрих к портрету: Шатов – байкер, в байкерской среде он известен под именем Философ, потому что исповедует учение Дао. А еще Геннадий физически силён, с детства занимается боксом. Потому такая одиночная поездка и смогла состояться, не прервалась где-нибудь на полпути. В своих онлайн-дневниках путешественник не раз выкладывал кровавые фотоотчеты, когда после очередной стычки с местными в Зимбабве или в Австралии (чужая страна – чужие порядки!) приходилось самому зашивать себе раны на лице, животе. В общем, приручить и одомашнить этот мир не так-то просто…
Геннадий Шатов – преимущественно пейзажист. В его снимках, будь то мокрое русское поле туманным утром (серия «Россия-Матушка»), или растрескавшаяся от палящего солнца ржавая земля по обе стороны трассы на Зеленом континенте («Австралийский хайвей»), или мертвенно-спокойные прозрачные озера Норвегии – везде угадывается особая тонкая интонация автора. Интонация, которая появляется лишь тогда, когда человек постоянно остается с природой один на один.
В творчестве Геннадия Шатова отчетливо прослеживается влияние таких известных западных мастеров, как Макс Рив, Марк Адамус, Ларс Ван де Гур, а также российского молодого фотографа Даниила Коржонова. Сам Философ, кстати, и не скрывает, что все они являются для него авторитетами. К примеру, когда речь идет о лесе и светописи («Осенняя Румыния»), здесь сразу заметен почерк Ван де Гура, нидерландского мастера выстраивать ритм снимка через ветви и стволы деревьев, рисовать светом сквозь листву и кроны леса.
В подражании Шатов не видит ничего зазорного, в своем пособии «50 советов начинающему фотографу» он пишет:
«Заведите себе правило – рассматривать чужие работы. Черпайте вдохновение у других фотографов, но не поклоняйтесь им. Не бойтесь копировать их. Шансы, что у вас получится идентично, – минимальны. В 99,99% случаев вы сделаете по-своему. Получится либо лучше – либо хуже. Если хуже – то вам еще расти. Ну а если лучше – радуйтесь, что вы превзошли учителя».
В случае с Шатовым нельзя сказать, что у него получилось хуже. Здесь, скорее, другое: сама дорога диктует правила фотографу. Невозможность остановиться на одном месте надолго лишила его шансов более детально знакомиться с местностью. О том, чтобы «поохотиться» за лучшим кадром в течение нескольких дней, не было и речи. От этого фоторассказ о «кругосветке» у Шатова получился очень ярким, искренним, но без того единственного снимка, который бывает «один на миллион».