Личный враг Гитлера жил в Кузбассе
Невероятное совпадение: недавно за границей имя героя-летчика Алексея Прилепко включили в экскурсионный тур, а в Сибири нашли место крушения его самолета…
Его всегда считали самым неугомонным и смелым в авиакорпусе. И эта история, происшедшая через семь с лишним десятков лет после его гибели, еще раз доказала: душа летчика такая! Ведь имя Прилепко подняло с места столько народа – в Словакии и на просторах бывшего Советского Союза! И выполнило последнее его боевое задание: напомнило миру уроки Второй мировой войны.
А началось всё в наши дни с заграничного рыбака Стано…
Рыбак
Стано Бурса несколько лет назад прислал из Словакии в Кузбасс письмо, найдя в сетях адрес краеведческого музея Анжеро-Судженска. Он написал главному хранителю фондов – Елене Степановой: «uvažaemaja elena sergejevna! vysilaju vam sordečnij privet iz slovakije… u nas sovetskij sojuz i borba za naše osvoboždenje uže net velmi, danja o etom interesne»…
– Стано Бурса рассказал: он работает на судне, много времени проводит в рейсах. Но в свободное время уже 35 лет собирает информацию о советских летчиках, помогавших словацким партизанам в 1944-45 годах, – поясняет «Кузбассу» Елена Степанова. – Он обращается в архив Минобороны России, разыскивает потомков летчиков, распутывает даже самые невозможно запутанные «нити» судеб… И к тому же ходит в горы, туда, где скрывались партизаны и куда советские самолеты сбрасывали для них грузы.
Поясню. Во второй половине 1944-го Словакия отказалась быть союзником Гитлера. И Словацкое национальное восстание заняло две трети страны. Повстанцам удалось продержаться два месяца, до 27 октября 1944-го. К ним пробивались советские войска. Но фашисты смогли схватить руководство повстанцев, по стране пошли казни. И все равно уцелевшие не сдались, ушли в горы и продолжали воевать до конца войны…
А в рыбаке Стано течет кровь повстанцев. Он родом из городка Брезно, который во время восстания был в пекле событий. И что бы сейчас ни творилось в новой Европе, как бы ни пытались переписать историю, Стано, спустившись с гор с очередным трофеем – куском обшивки сбитого немцами в войну советского самолета, с фотографиями очередной поляны, где партизаны когда-то ждали самолет, не дает забыть правду.
Он за годы обошел все места партизанских сражений. И продолжает возвращать из небытия имена пропавших без вести, и ставит памятные знаки в горах, а его находки времен войны выставлены в витринах музея в Брезно…
И еще он пишет запросы по миру. Так, в его письме в Анжерку была просьба помочь найти родных летчика Алексея Прилепко. И уже совместный словацко-кузбасский поиск привел к сыну летчика – на Украину…
Стано Бурса, устанавливая (вместе со словацкими историками) на дорогах Карпат таблички с информацией про восстание, про помощь СССР, про подвиг наших летчиков, в том числе Прилепко, знал, что тот дожил до Победы. Но что с ним стало после войны?
«Тигр в воздухе!»
Так, сообща, постепенно и выяснилось…
– Мы давно знали, что Алексей Прилепко – один из выпускников Анжеро-Судженского аэроклуба. В 1939-м сдал выпускные экзамены, получил удостоверение пилота, поступил в военное летное училище в Бердске. В 1941-м, с началом Великой Отечественной войны, был в училище досрочный выпуск, и выпуск ушел на фронт… Прилепко все годы войны воевал в бомбардировочной авиации дальнего действия. Он, командир корабля и комэска, совершил больше 300 боевых вылетов, считался к тому же лучшим разведчиком погоды в эскадрилье, – рассказывает Елена Степанова. – В 1942-м был сбит немецкими зенитками под Смоленском, самолет покинул, с парашютом, последним. Обожженный, искал и нашел партизан, воевал вместе с ними пять месяцев и потом смог вернуться в часть. А его родным давно пришла «похоронка»…
– У бабушки (его мамы), как получила она «похоронку», ноги отнялись, – вспоминает племянница летчика Марина Любрикт. – Но потом дядя Лёня вернулся!
– Ему дали короткий отпуск. И снова – на фронт, бомбить вражеские тылы… За войну его наградили тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени и многими боевыми медалями. А осенью 1944-го он летал в Словакии. Командование доверило ему открыть воздушную трассу СССР – Чехословакия. Первый полет был в ночь на 5 сентября 1944-го, – продолжает Елена Степанова. – Его однополчанин Андрианов рассказывал, что «Прилепко поручали самые рискованные полеты».
Например, «однажды, взлетев с аэродрома Калиновка, попал в облачность от 8 до 10 баллов. Но пошли дальше – по приборам и расчету времени. Пришли в район цели на высоте 2000 метров. Прилепко решил снижаться (а ведь это горы – Карпаты! – Ред.). Повёл машину вниз методом винта. Это были круги ада… Наконец, на высоте 700 метров: «Земля! Пробились!» А словаки уже ждали – четыре костра, выложенные квадратом, приглашали к сбросу. Штурман дал белую ракету, земля ответила дуплетом зеленых. Шесть ПДМ (660 кг груза) покинули борт. Домой!..
Вообще в октябре 1944-го экипаж произвел 22 боевых вылета на разведку погоды в направлении на Банска-Бистрицу, Брезно, из них 15 – в сложных метеоусловиях. Бывали десятибалльная облачность, грозы, обледенение… В ночь на 7 октября 1944-го из 36 экипажей, побывавших над Брезно, задание смогли выполнить 15, в том числе Прилепко, летавший на разведку погоды с грузом…»
Лётная книжка лётчика, которую хранит его сын Константин, отставной офицер, заполнена записями про боевые вылеты, и часто – по несколько раз на дню. А в справках из архива Минобороны записаны самые потрясающие дни, когда, например, самолет Прилепко в группе, прибыв в тыл врага, уничтожил общим ударом 70 машин, 15 танков и 400 немецких солдат…
– Немцы его боялись. Когда дядя Лёня взлетал, в эфире передавали: «Тигр в воздухе!» – продолжает племянница летчика.
– Тигр был нарисован на фюзеляже его самолета, – поясняет Константин. – Вообще отец по количеству боевых вылетов, в неполных 25 лет, старшим лейтенантом, выполнил норму Героя – дважды… Моего отца Гитлер даже ввел в личный список врагов. Гитлер команду дал – любыми путями его достать, бросали листовки с фотографиями всех членов экипажа, с предложением перейти на немецкую сторону…
Но летчик Прилепко был предан Победе и был везучим.
В 1942-м – горел в небе, уцелел чудом.
В 1948-м – перевернулся на мотоцикле, попал в лазарет и – избежал большой беды. Вместо него полетел другой пилот, и два самолета Б-25 столкнулись в воздухе, погибли десять человек… Потрясенный Прилепко сразу написал рапорт об увольнении. От боли за друзей и шока невольной вины. Уговаривали остаться, но он отказался.
Однако в 1950-м следующее ЧП – уже в гражданском в небе, уже над Сибирью, стало последним.
– Отец погиб в 28 лет, 11 октября 1950-го, под Красноярском. Его вместе с экипажем похоронили в Новосибирске, – говорит сын летчика. – Мне было восемь месяцев.
Песня
Тогда отказал двигатель старого американского бомбардировщика А-20 Boston, ленд-лизовского, из поставок в Союз во время войны. Часть этих изношенных «стариков» еще дослуживала в Новосибирском отряде аэрофотосъемки, на них вели разведку погоды (и в том числе, после ядерных испытаний американцев, по изменениям в атмосфере пытались узнать, как те продвинулись дальше) и вели поиск месторождений урана.
И вот шел уже обратный рейс из Красноярска в Новосибирск. Внизу – поселок станции Снежница. Самолет начал стремительно терять высоту, но летчик увел его за поселок. Крылом срезал лиственницу на горе. Удар!
– Песня Эдиты Пьехи («Огромное небо», про летчиков, пожертвовавших собой, но спасших город внизу. – Ред.), песня про отличных парней отличной страны – это была песня про них, – навсегда запомнили родные Алексея Прилепко. – В том полете произошла поломка. Они могли выпрыгнуть, но увели самолет от населенного пункта…
Прошли годы, и родных летчика разбросало по свету. А в Снежнице даже старожилы подзабыли, что за самолет разбился рядом когда-то. И появилась даже легенда про рухнувший с неба американский самолет-шпион…
Но в 2014-м курсанты-поисковики из Военно-инженерного института СФУ и Красноярского подводного центра провели четыре экспедиции в район Снежницы. И нашли обломки самолета! Потом год ушел на поиск в архивах, чтобы установить экипаж. Всё выяснили, и летом 2016-го установили на месте катастрофы летящую звезду и табличку о трагедии – со списком экипажа Прилепко.
И Стано Бурса, узнав про найденное место гибели Прилепко, вышел на связь уже с Восточной Сибирью. И сборная поисковая группа стала еще больше. И на старом новосибирском кладбище нашли могилу экипажа Прилепко. Родные летчика, которым уже раз, в 1991-м, другие люди помогли разыскать братскую могилу в Новосибирске, благодарны всем – за память и помощь снова.
Но незримый последний полет летчика Прилепко по маршруту Европа–Азия еще не закончен. Поисковики и в России, и в Словакии продолжают искать его родных, друзей. И тех, с кем герой погиб в Сибири. И с кем летал в войну в грозовых Карпатах, кто остался в тех горах навсегда…