Актуальное

Осенне-полевые мучения

24 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
Вроде двадцать первый век на поле, вроде никого не удивишь ни современной техникой, ни урожаями за 30-70 центнеров с гектара,  вроде нашли почти панацею – нулевые да минимальные технологии обработки земли, ан нет. Природа нынче в очередной раз показала свое величие, грандиозностьи самостоятельность, о которых то и дело забывает человек. Как там? Мы не станем ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача? Но оказалось, что ее иронические улыбки по поводу людской самоуверенности – сбой привычных циклов, засухи и дожди – вполне реальные трагедии для человечества.

Но это так, отступление…
— 34,9 процента убрали, — нервно рассказывал в начале недели Владимир Горлов, начальникуправления сельского хозяйства Чебулинского района. — Влажность зерна в поле 24-26 процентов, мимо сушилки никак, ведь для хранения нужно не более 16 процентов… Мало того, что уборку начали лишь в сентябре, так нынче не было ни одного такого дня, чтобы начать, например, часов в одиннадцать и до полуночи… Помесячно показатели температуры все отрицательные по отношению к средним многолетним температурам. Солнца не было, созревание хлебов запоздало дней на 20 плюс слишком много осадков. В июле – 21 день, в августе – 19, изобилие этих осадков дало возможность прорастать всем сорнякам, которые только могли прорасти в течение лета. Очень много зеленых сорняков, которые вылезли уже после химпрополки. Подгон пошел, подсад пошел (молодые растения из семян, которые вовремя не взошли, или растения, которые были слаборазвитыми и должны были погибнуть. –
И. А.). Несколько раз был дождь с градом, полегло много хороших хлебов. Вот и мучаемся, убираем на пониженной скорости эти полеглые хлеба… Очень тяжелая уборка. Я в этом деле участвую с 1976 года, такого лета и осени не было… Самое плохое дело, когда сидят на поле люди и ждут. Обдуло – опять тучка, снова ждем, пока обсохнет… Влажное зерно, и сразу все протрясающие части у комбайна  — решета, клавиши, подбарабанья – замазываются сырым, солома, мякина прилипают к металлу, и зерно все уходит в хвост. И опять сидишь, ждешь.
Так часов до шести простояли-прождали, ну что, говорят, поехали в баню мыться… Ни дома, ни в поле не получается. У людей и зарплаты нет, ведь платят за намолот…
Подобные тревожные нотки – в монологах практически из любого района области.  Но попробую сделать из них выжимку.
«Нормальная» уборка предполагает обмолот зерновых до 40 процентов еще в августе, максимальное использование бабьего лета в сентябре и незначительный объем работ в октябре, для которого типичны дожди, заморозки, снег и прочие пакости. Именно при уборке этого последнего трудного хлеба наиболее велики трудозатраты и потери.
В этом году, как говорено тысячекратно, посевная была крайне поздней, влага – сначала недостаточной, а затем чрезмерной, тепла – мало, и зерновые вызрели с отставанием. Так, в августе было убрано лишь пять процентов полей, занятых зерновыми. Если в прежние годы вызревшие поля стояли «в очередь», то нынче их массовое созревание пришлось лишь на двадцатые числа сентября, и простаивала, ожидая работы, уже техника.
В числе главных нынче и проблема цены на зерно. Сильнейшая засуха, обрушившаяся на десятки регионов России, заставила правительство ввести запрет на экспорт зерна и считать зерновые запасы под мелодию «продовольственной безопасности». Казалось бы, в условиях дефицита должна быть ясность, сколько будет стоить зерно нового урожая. Но спрос на него крайне низок, а цена, в начале уборочной «выпрыгнувшая» ненадолго до 5 тысяч рублей за тонну продовольственной пшеницы, опять упала до 3-4 тысяч. Ценовые фокусы – это вообще не наука даже, а какая-то магия. Скажем, на Алтае отличный урожай гречихи, а в магазинах она дорожает втрое и вообще пропадает с прилавков. Картошки нынче море, но закупочная цена уже сейчас втрое выше, чем год назад…
Нет ясности с ценой – и производитель, закредитованно-перекредитованный, боится тратить деньги, которых у него и нет. А значит – не может проводить десикацию зерновых (от 700 рублей на гектар), увеличивать посевы озимых, заниматься осенней обработкой почвы, планировать развитие материально-технической базы. Лейтмотив: мы и так два последних года отдавали зерно ниже себестоимости, вложимся – чем отдавать?
Хуже всего этой осенью мелким фермерам, у которых в Мариинском, например,  районе половина полей, а в Беловском – больше трети. Они, как правило, не имеют сушилок, техника у них еще советских времен, и они в условиях дождей даже не начинают уборку: сушить зерно крепкие соседи пускают  по остаточному принципу, а на току без просушивания оно может загореться уже на второй день. Вот и ждут, бедные, пока высушат поле до нужной кондиции солнце, ветер или заморозки, молясь, чтобы урожай не ушел под снег.
После разговоров, состоявшихся в понедельник, на пару дней в Кузбассе установилась хорошая погода. Сразу в два-три раза выросли суточные объемы намолота, область за два дня прибавила больше 44 тысяч тонн зерна, а тот же Чебулинский район довел количество убранных площадей до 43,8 процента. Но – четверг, и опять дожди…
Конечно, Кузбасс без хлеба не останется. Нам, как известно, в год требуется лишь 250 тысяч тонн продовольственного зерна и около 350 тысяч тонн фуражного. Но кузбасское село в условиях высоких урожаев и перепроизводства зерна в 2008-2009 годах не покупало техники, не строило сушилок, не занималось развитием и планировало хоть нынче выправить свое изрядно пошатнувшееся положение. Пока непонятно, удастся ли ему это.
Кстати, на начало недели, когда кузбасский агропром убрал треть зерновых, хуже дела обстояли лишь у томичей – 29 процентов. На Алтае было убрано 63 процента, в Красноярском крае – 55, в Новосибирской области – 48, в Омской – 74 процента полей. Правда, у омичей урожайность составила лишь 11,6 центнера с гектара, а у нас – 19,2, вполне достойный показатель…
Да, год нынче такой, что хуже не придумаешь. Да, для кого-то эта уборочная станет последней. Впрочем, их место займут другие – более удачливые и умные или просто новые. Такова грубая логика бизнеса.
Но это потом. А пока осенне-полевые мучения в самом разгаре: намолочено чуть за 550 тысяч тонн зерновых, убрано лишь чуть больше 40 процентов полей…
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс