Ямы на дорогах «подорожали». Будет ли толк?
Вступили в силу поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, которые в десятки раз повысили размер штрафов за нарушения, допущенные при ремонте и содержании дорог, а также за невыполнение предписаний ГИБДД по их устранению.
Суть поправок
«Снег растаял, асфальт сошел», – это выражение уже стало крылатым. И многие водители, услышав об ужесточении ответственности за ямы на дорогах, обрадовались.
В частности, Федеральный закон №26-ФЗ от 07.03.2017 г. утвердил новую редакцию ст. 12.34 КоАП РФ, выделив в отдельный состав нарушения, допущенные при ремонте и содержании дорог и повлекшие за собой причинение вреда здоровью потерпевшего, легкого или средней тяжести. Это означает, что если из-за попадания в яму водитель или его пассажиры травмируются, должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и прочих дорожных сооружений, отныне будут оштрафованы на сумму 50-100 тыс. руб., а юридические лица – на 400-500 тыс. руб.
Ст. 19.5 КоАП («Невыполнение в срок законного предписания…) тоже претерпела изменения. Здесь были выделены в отдельный состав нарушения, связанные с невыполнением в установленный срок законных предписаний ГИБДД. Так, неисполнение предписаний муниципалитета чревато для руководителей дорожных служб всего лишь штрафом в размере от одной до двух тыс. руб. А возглавляемые ими организации могут быть наказаны на 10-20 тыс. руб. В случае же игнорирования требований ГАИ сумма штрафов резко увеличивается. Для должностных лиц – до 30-50 тыс. руб., для юридических – до 100-200 тыс. руб.
Кроме того, впервые введена ответственность за повторное невыполнение предписаний ГИБДД. Для должностных лиц это влечет штраф в размере до 100 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до трех лет, для юрлиц – штраф в размере 200-300 тыс. руб.
Некоторые федеральные СМИ уже поспешили сообщить о том, что поправки в КоАП наделили сотрудников ГИБДД правом выписывать виновникам штрафы прямо на месте выявленных нарушений. Однако в пресс-службе управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области уточнили, что это не так.
Последствия без причины?
Закон предоставляет «гаишникам» лишь полномочия по составлению протоколов за нарушения, допущенные при ремонте и содержании дорог, а также за неисполнение предписаний. Решение о назначении конкретного наказания по-прежнему принимает суд. Причем, по данным ГИБДД Кузбасса, такая мера, как дисквалификация, судами Кемеровской области практически не применяется…
Что касается недостатков в содержании дорог, выявленных на месте ДТП, инспектора их действительно фиксируют. Однако установление причинно-следственной связи между аварией и, например, отсутствием люка на колодце, к компетенции Госавтоинспеции сегодня не относится. Соответственно, не формируется и статистика происшествий, причиной которых стали именно неудовлетворительные дорожные условия. Это к вопросу о поправках в КоАП, налагающих на дорожников ответственность за причинение вреда здоровью граждан. Между тем только в 2016 году в Кузбассе было зарегистрировано 1478 аварий, в местах совершения которых были выявлены недостатки в содержании дорог. Погибли 160 человека, еще 1964 травмировались.
В управлении ГИБДД Кемеровской области пояснили: для того, чтобы новая норма закона заработала, необходимо внести ряд изменений в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ГИБДД. А это дело не быстрое. Но есть информация о том, что Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России уже выступило с соответствующей инициативой.
Особую тревогу вызывает тот факт, что на фоне общего снижения ДТП, наметившегося в последние годы, доля аварий с сопутствующими неудовлетворительными дорожными условиями выросла: с 37,3% от общего количества ДТП в 2014 году до 48,5% в 2016-м. Наиболее типичными недостатками, выявленными сотрудниками облГАИ в прошлом году, стали отсутствие дорожной разметки (533 случая), недостатки зимнего содержания дорог (473 случая) и неправильное применение дорожных знаков (460 случаев).
Процесс пошел
И до принятия поправок в КоАП ГИБДД стремилась «привести в чувство» владельцев дорог и организации, обслуживающие наши трассы. Только в прошлом году по фактам неудовлетворительных дорожных условий были привлечены к административной ответственности более 1500 должностных и почти 150 юридических лиц Кузбасса, в обязанности которых входило проведение работ по ремонту и содержанию дорог. Из них более 230 фигурантов – за нарушения, выявленные в местах совершения ДТП. Кроме того, было вынесено около 7000 предписаний и представлений на устранение выявленных нарушений. 450 лиц, проигнорировавших эти требования, были привлечены к ответственности повторно.
По состоянию на 12 апреля текущего года по штрафам, наложенным в прошлом году, было взыскано около 9 млн руб. В соответствии с бюджетным кодексом РФ, эти средства были зачислены в бюджеты органов местного самоуправления. По логике, они должны направляться на устранение огрехов, которые, собственно, и повлекли за собой наказание. Но вот направляются ли?
«Сведениями о расходовании органами местного самоуправления таких поступлений Госавтоинспеция не располагает. Поскольку такой контроль не отнесен законодательством к полномочиям ГИБДД», – уточнили в ведомстве.
Между тем с момента вступления в силу «дорожных» поправок в КоАП (с 18.03.2017г) в области возбуждено уже порядка 50 дел по новым правилам. Все они рассматриваются в судах в настоящее время. Позволит ли «удорожание ответственности» привести наши дороги если не в идеальный, то хотя бы в приличный вид? Ответ на этот вопрос мы увидим в ближайшее время.
СПРАВКА
Напомним: с этого года Кемерово и Новокузнецк вошли в программу Росавтодора. Она предполагает выделение федеральных средств на ремонт и строительство дорог на условиях софинансирования с местными (с региональным и городскими) бюджетами. В 2017-м обе столицы Кузбасса направят на ремонтные работы в общей сложности по 1 млрд 250 млн руб. В следующем году сумма будет увеличена до 1 млрд 460 млн руб. В последующие годы (по 2025-й включительно) деньги можно будет направлять на строительство и реконструкцию новых магистралей.