Тайна космонавта Леонова
Перед премьерой кино «Время первых» наш знаменитый земляк признался, что только теперь, увидев себя на экране за бортом космического корабля, испытал страх.
Художественный фильм «Время первых» основан на настоящих событиях. Он о полете Павла Беляева и Алексея Леонова 18-19 марта 1965 года и о выходе первого в мире человека в открытый космос.
И сегодня, в День космонавтики, «Кузбасс» рассказывает о том, что осталось за кадром идущей в стране кинопремьеры, листая бортовой журнал, который вел на съемках главный консультант Алексей Архипович Леонов.
ЧП
Пожелтевшие, под старину, листы бортового журнала отпечатаны на старой печатной машинке. В них герой-космонавт вместил всё: прошлое и настоящее, отчеты про полёт и как сняли его сейчас в кино, мысли свои и чужие…
Но давайте по порядку. 52 года назад, 18 марта в половине четвертого дня (по кузбасскому времени) Леонов, открыв шлюз, вышел наружу. И, пристегнутый тросом к кораблю, зашагал по вечности, пролетая над Черным морем, над родной Листвянкой в Тисульском районе. А над Якутией – уже возвращаясь в корабль, задвигая люк шлюза.
Первый землянин был среди звезд всего 12 минут 9 секунд. Мог прямо в открытом космосе погибнуть из-за серии непредвиденных ЧП. Потом они с Беляевым едва не сгорели в корабле и выжили героически. Потом едва не ушли мимо Земли при ручном спуске. Потом чудом не погибли в тайге после посадки… И страна уже хотела объявить, сворачивая поиск, что космонавты разбились… Но их нашли. И это был триумф СССР!
– В том полете-посадке было 12 технических неполадок, смертельных, – волнуясь, рассказывала мне в 2008-м, в последнем интервью сестра космонавта, кемеровчанка Раиса Ганичева. – Но в советские годы говорить об этом было нельзя. Официально полет прошел прекрасно.
«Семь нештатных ситуаций, три или четыре – смертельно опасные, – выдает окончательную правду последний бортовой журнал Леонова. – В этой миссии всё, что только можно, пошло не так».
«Уже на восьмой минуте в открытом космосе я почувствовал, что фаланги пальцев рук вышли из перчаток. Ступни ног свободно болтались в сапогах. Началась деформация скафандра».
«Чтобы вернуться в корабль… необходимо было руками в не сгибающихся перчатках смотать пятиметровый фал, но, даже сумев это проделать, не смог бы войти в шлюз в раздувшемся костюме. Тогда вопреки всем инструкциям и с риском для жизни… стравил давление в скафандре». И с огромным трудом протиснулся в шлюз, и непонятно как закрыл дверь…
Актер Евгений Миронов на съемках, несмотря на тренировки (вместе с Константином Хабенским, игравшим Беляева, он провел 4000 часов на тренажерах по программе, близкой к предполетной подготовке), не смог повторить всё за Леоновым. И оставил запись в бортовом журнале:
«Никогда прежде на съемках у меня не было таких нагрузок, зато я действительно представил себе, что чувствовал Алексей Архипович. Я надевал скафандр, идентичный тому, в котором Леонов выходил в космос… Когда у Леонова в открытом космосе раздуло скафандр, движения рук оказались скованными. Он смог вернуться на корабль только головой вперёд, вопреки инструкции, теперь я понимаю, почему он так сделал. А вот как он смог сделать кувырок в шлюзе диаметром 100 см, чтобы закрыть его, я не понимаю до сих пор. Это была нечеловеческая нагрузка…»
Совершить кувырок в трубе шлюза у актера на съемках не вышло. Но зрители ничего не заметили. Операторы сработали отлично.
Невесомость
Точных копий корабля «Восход-2» съемочная группа построила две, как и две посадочные капсулы.
Они были «в соответствии с историческими реалиями. Для интерьерных съемок собрали подвижный макет «Восхода-2», который мог наклоняться, вращаться и трансформироваться. Мы сделали несколько 3D-моделей. Большой проблемой стали размеры корабля – он был настолько маленьким, что снять происходящее внутри оказалось в принципе невозможным», – записал в бортовом журнале оператор Владимир Башта.
«Мы построили макет, разделенный на шесть частей, наподобие долек апельсина. Каждая из них двигалась на своих рельсах, так что камера могла влететь через один лепесток, совершить полный облёт героев и выйти через противоположный», – добавил режиссёр Дмитрий Киселёв.
А вместо Солнца светил огромный прожектор весом 50 кг. При вращении корабля вращался и он на тросах.
В условиях настоящей невесомости актеров не снимали. «Для имитации невесомости… была разработана сложная система кранов и подъемников». Спецэффекты разрабатывались за полтора года до съемок. И самые крутые сцены в невесомости смотрелись как реальные потому, что были созданы «цифровые дублеры» актеров. Их «отсканировали» на круговой установке из 80 фотоаппаратов. Эта одна из новых технологий в нашем кино.
Мороз
Посадку снимали в месте реального приземления космонавтов. И многие члены группы подтвердили: до сих пор там, в тайге на Урале, глухомань. Снимали при минус 35. Каждый раз добирались на место с большими трудностями, с помощью скалолазного снаряжения.
– А в 1965-м мороз был минус 21, и Лёня, и командир очень мёрзли. Воды в скафандрах было по пояс, это пот: так тяжело дался полет и посадка. Снег снаружи – по грудь и больше. Лёня грудью протаранил этот снег, пролез к березке, наломал сучков, разжег костер… Господи, и как только выжил, – вспоминала сестра Леонова Раиса Архиповна. – Он выжил только потому, что сибиряк!
Кстати, еще в детстве Леонов однажды так же чудом выжил в мороз в лесу.
– Ему лет десять было, пошел за ёлкой на Новый год, мы в Кемерове жили. Срубил ёлку, повез домой, и тут поднялся буран. Окраина, дома уж и близко, и не видно их. Но увидел большую трубу, валявшуюся на снегу. Залез в нее с ёлкой, укрылся от бурана. Отец, придя вечером с работы, поднял всех искать и нашел нашего Лёню в трубе, – гордилась сестра…
Кстати, народному мнению о морозоустойчивости сибиряков ученые недавно нашли подтверждение. Как пояснили «Кузбассу» в Институте цитологии и генетики СО РАН, сейчас идет изучение генов холодовой устойчивости, и оказалось, что на севере Сибири жители менее чувствительны к холоду, на юге Сибири – более. То есть якутам холод не так страшен, как алтайцам. А, например, в Кузбассе, в Шории показатели средние.
Хотя всё равно случай, как продержались космонавты Беляев и Леонов в те годы, в тех условиях, на морозе двое с половиной суток в ожидании спасателей, ученые до сих пор считают уникальным.
Пора!
Но почему это кино сняли только сейчас? Не в советские ровные 1970-е? Не в голодные, перевернувшиеся 1990-е? Не в начале коммерческих 2000-х? Так думала я в зале «Кузбасскино» на первом показе «Времени первых» 5 апреля, слыша первые хлопки сзади, подхваченные рядами. Кадеты, лицеисты вставали резко, неловко, по внутреннему зову. И уже в аплодисментах уважения гас экран. И мы удивлялись, как в фильме сильны краски и звуки 1960-х и всё же фильм современный. Вспоминали, что Леонову во время полета было 30, а сейчас – 81. Что он по-прежнему бодр, и ему не до покоя. Потому что с детства и всю жизнь говорил: «Я потолка не вижу, только небо и звёзды…»
И на встречах по миру он годами пытался зажечь эти звёзды в людях рассказами о пережитом-увиденном за два своих космических полета. А еще картинами о космосе (ведь Леонов – художник) пытался он разжечь этот жар.
Но только 3D-кино, и наш с ним первый 3D-выход в космос – ликующий и драматичный, с мечтой и мужеством, победившими всё, – зажгли в зале мечту: встать и идти следом. Значит, время пришло.
Цитата
«В фильме есть моменты, когда даже мне страшно. В жизни я выполнял задачу, не сильно задумываясь об опасности».
Алексей Леонов
(запись в бортовом журнале со съемок кино «Время первых»).
Экспресс-опрос
О чем фильм?
Оскар Онгемах и Никита Векушкин, первокурсники Губернаторской кадетской школы-интерната МЧС:
– Очень хороший фильм. Он о начале нашей космонавтики и первых космонавтах, про них важно помнить… И еще фильм про то, что русские никогда не сдаются – благодаря товарищеской взаимопомощи и дружбе… Это и есть главное – выполнить задачу и вернуться к семье.
Настя Халипа, ученица 10«Б» класса Губернаторского многопрофильного лицея:
– О мечте. Я тоже думала о космонавтике, занималась спортом. Но медкомиссия запретила. Теперь хочу получить земную профессию, связанную с космосом… Еще фильм берет за душу воспоминаниями о детстве Леонова. Я даже в одном месте плакала…
Владимир Дружинин, доктор биологических наук, профессор КемГУ:
– Фильм о том, что время первых – время всегда. Бороться с трудностями – природа человека…
31.10.2017 в 14:12
Фильм неплохой, но он должен был быть снят хотя бы лет 30 назад. Как говорится, дорога ложка к обеду!
Ответить