Кузбасские врачи получат по участку
Около трехсот выпускников Кемеровского государственного медуниверситета могут прийти работать терапевтами и педиатрами в поликлиники Кузбасса уже нынешним летом. Утолит ли это кадровый голод государственного сектора медицины?
Не тушить, а предупреждать «возгорания»
Ожидаемый массовый приток кадров в первичное звено обусловлен государственными образовательными стандартами (ГОСами) третьего поколения, которые отменяют такой вид послевузовской профессиональной подготовки, как прохождение интернатуры.
Интернатура – это, по сути, годичная практика. В 2016-м она была упразднена для выпускников стоматологических и фармацевтических факультетов всех медвузов России: работать по специальности они пошли со студенческой скамьи. А с нынешнего года набор для обучения в интернатуре отменяется для выпускников педиатрического, лечебного и медико-профилактического факультетов. После окончания Кемеровского государственного медицинского университета у бывших студентов, желающих остаться в профессии в качестве «узких» специалистов, будет два пути. Либо сразу поступить в ординатуру, но количество мест здесь будет жестко лимитировано. Либо сначала отработать не менее трех лет участковыми педиатрами или терапевтами и только потом продолжить «узкую» специализацию в соответствии со своим выбором.
Это инициированное Минздравом нововведение связано с необходимостью укрепить первичное медицинское звено. Чтобы таким образом перенести акцент с массового лечения запущенных болезней на раннее выявление проблем и профилактику осложнений. В противном случае здравоохранение России так и будет «тушить пожары», вместо того чтобы предупреждать «возгорания», а это более затратно.
Плюсы и вопросы
Приток молодежи в первичное звено – несомненный плюс. В государственном секторе медицины Кузбасса сегодня, по данным департамента здравоохранения, не хватает более 3,5 тыс. врачей, в том числе 288 терапевтов и 272 педиатра. Половина работающих докторов – старше 50 лет, еще 20% перешагнули 60-летний рубеж. Благодаря федеральной программе «Земский доктор», а также областным и муниципальным мерам поддержки сельских медиков ситуация с врачебными кадрами на селе в последние годы заметно улучшилась. Укомплектованность штатных врачебных должностей физлицами составляет здесь 70,3%, тогда как в среднем по области – только 49,8%.
С другой стороны, возникает как минимум два серьезных вопроса. Первый: не окажется ли так, что лечить нас станут молодые специалисты, мягко говоря, не вполне подготовленные к самостоятельной деятельности? Ведь прежде интерны, да и ординаторы тоже считались в больницах кем-то вроде студентов и занимались пациентами под неусыпным контролем старших коллег.
И второе. Не доведет ли трехлетнее непополнение медицины врачами-специалистами до катастрофической ситуации в «узкой» сфере?
Вместо одного экзамена – два
«О прекращении приема на обучение в интернатуре медицинские вузы узнали не сегодня, – уточняет ректор Кемеровского государственного медицинского университета Валерий Ивойлов. – Новый порядок был прописан в Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принятом еще в 2012 году. Соответственно, мы готовились к переходу, постепенно увеличивая для студентов часы занятий в симуляционных классах, где они отрабатывали практические навыки оказания медицинской помощи на тренажерах, и объем практики в медицинских учреждениях Кузбасса.
Раньше студенты по окончании медуниверситета сдавали государственный экзамен, получали диплом и поступали с ним в интернатуру или ординатуру. А по завершении постдипломного обучения сдавали квалификационный экзамен и получали сертификат, дающий право на самостоятельную врачебную деятельность. Теперь они, по сути, должны сдать два выпускных экзамена сразу.
В прошлом году мы отработали новую схему на выпускниках стоматологического и фармацевтического факультетов, где набор изначально небольшой. Итоговую государственную аттестацию по результатам обучения в КемГМУ проводили наши преподаватели. Затем выпускники писали заявления на прохождение первичной аккредитации, и этот второй экзамен у них принимали потенциальные работодатели. Так, аттестационную комиссию студентов-стоматологов возглавлял председатель ассоциации стоматологов Кузбасса. А экзамен у провизоров принимали представители аптечной отрасли.
Задача медуниверситета заключалась в том, чтобы заранее организовать аккредитационные центры по различным направлениям деятельности специалистов. Здесь выпускники должны были продемонстрировать практические навыки: собрать анамнез, поставить диагноз, назначить лечение, провести реанимацию «больного»… Кстати, выполнение реанимационных мероприятий обязательно для всех факультетов. В этом году выпускники лечфака и педфака должны будут продемонстрировать также навыки родо-вспоможения.
Контроль за проведением первичной аттестации специалистов осуществлял Мин-здрав: экзамен, как ЕГЭ в школах, в режиме онлайн транслировался в Москву. Сертификаты специалистов также выписывал Минздрав – на основании итогов.
В прошлом году в первичной аттестации приняли участие 82 выпускника КемГМУ, справились все. Надеемся, что и нынче результаты будут не хуже. Если только на федеральном уровне не будет принято решение сохранить интернатуру для выпускников лечебного и педиатрического факультетов. (История с бесплатной приватизацией жилья показала, что все может измениться в последний момент.)
Что касается подготовки узких специалистов, могу сказать, что этот «ручей» не пересохнет, хотя, может, и обмелеет. В этом году интернатуру в медуниверситете заканчивают 349 выпускников КемГМУ. Несколько меньше подготовит Новокузнецкий ГИДУВ. В дальнейшем в здравоохранение Кузбасса будут ежегодно приходить порядка 160 выпускников ординатуры. Кстати, здесь тоже грядут изменения. По некоторым направлениям подготовки, на хирурга-онколога, например, или на детского хирурга, период обучения может увеличиться с двух до пяти лет. По аналогии с западной моделью».
МНЕНИЕ ПРАКТИКОВ
Николай Козырев, главврач центральной больницы Юргинского района:
– Ничего страшного в том, чтобы начать трудовую карьеру с работы участковым специалистом, я не вижу. Когда поработавший врач изъявит желание стать «узким», он многое уже будет уметь и лучше будет понимать, чему хотел бы научиться.
Проблема Юргинского района в том, что у нас первичное звено и сейчас более-менее укомплектовано. Тогда как «узких» докторов не хватает катастрофически. В отделении хирургии у меня всего один хирург непенсионного возраста. Грустно делается, как подумаю, что молодые теперь должны будут сначала три года отработать на участке, а потом, если захотят, еще минимум два года отучиться на хирурга в ординатуре…
Ярослав Масенко, главврач центральной больницы Яшкинского района:
– В прошлом году к нам пришли два молодых стоматолога, подготовленные по новой системе. Один включился в работу сразу, другому сделать это оказалось сложнее. Но я не могу сказать, что это издержки нового образовательного подхода, возможно, у человека просто темперамент такой. Что касается терапевтов, сегодня у нас половину врачебных должностей занимают фельдшеры. Если на их место придут адекватно подготовленные молодые врачи, то пациенты, конечно, выиграют. Но что делать с фельдшерами? Увольнять? Или переводить их на ФАПы, некоторые из которых расположены в 40 километрах от райцентра? Но те, кто уже на пенсии, при таком раскладе могут просто уволиться. А значит, кадровая ситуация кардинально не улучшится.
Михаил Малин, главврач клинической поликлиники №5 Кемерова:
– Поликлиника оказывает медицинскую помощь 93 тысячам прикрепленного населения. У нас 50 врачебных участк