Бум-баранбум
Овцеводство: проблемы, достижения, перспективы. Мнения кузбасских животноводов
Ровно четыре года назад Василий Тодышев, фермер из Беловского района, собрался поднапрячься и довести свою отару до полутысячи голов. Стимулом было ожидание резкого увеличения спроса на овец. Теперь ставку фермер делает еще и на лошадей, и мясное животноводство, число овцематок ограничив до сотни. Перспективы были рассмотрены на втором съезде овцеводов Кузбасса, который прошел на площадке КемГСХИ в рамках областного агропромышленного форума.
Среди выгод овцеводства обычно называют неприхотливость овец, меньшую подверженность болезням в сравнении с другими животными, ориентацию на местные корма (в отличие от птицеводства и свиноводства), незначительные по сравнению с другими подотраслями животноводства первичные затраты, быстрое воспроизводство поголовья. Это новые рабочие места, самозанятость на селе.
Среди проблем – низкая культура овцеводства, связанная с тем, что 85 процентов овец содержится в частном секторе (по Сибирскому федеральному округу – около 55 процентов, там значительно сильнее развито промышленное и фермерское овцеводство); отсутствие специалистов; использование устаревших пород и низкопродуктивных животных; невостребованность шерсти и шкур, которые в советские времена значительно повышали рентабельность бизнеса; консерватизм гастрономических пристрастий кузбассовцев…
Чтобы стали ясны реалии кузбасских кошар, для начала послушаем «кулуарные» разговоры, где есть и проблемы, есть и достижения.
Роман Горяев, молодой фермер, Ижморский район:
– В этом году выиграл грант, купил овец – «дворняжки» беспородные, 49 овцематок и баранчик. Особой прибыли пока не жду, для меня главное, чтобы люди, которые со мной работают, при деле были, иначе не знаешь, чем их зимой занимать. За пару лет хочу поголовье довести до трех сотен, трасса рядом, можно продавать шашлыки… С проблемами уже столкнулся. Покупал овец – нужна справка, а ветеринария за сто километров. Приехал, говорят: «Надо делать анализ, но у нас нет бирок». Сам бирки нашел, опять приехал: «Ставьте бирки, делайте анализ». – «У нас нет биркача». Биркач нашел – ветеринар в отпуск ушел… Мне что, на бумажку жизнь потратить?!
Василий Тодышев, фермер, Беловский район:
– Заметил, что овцы эдильбаевской породы быстрее стареют. Уже к пяти годам мордочки седые, копытца начинают расти в разные стороны – признаки, что животное выдыхается. А другие породы могут до десяти лет свободно бегать. Поэтому баранами-производителями оставляю эдильбаев (они более живучие и многоплодные), а маток буду менять… Продать овец всё сложнее. Первое – снижается покупательная способность населения, второе – увеличилось количество предложений… В этом году у меня для раздачи населению купили шестьдесят овцематок. Отдал хороших животных, красивых, некоторых перед окотом: зачем я буду лицо терять и плохих отдавать? Потом увидел список: Сидоров – одна голова, Петров – две головы, Иванов – одна… Мне интересно, через месяц еду смотреть, слышу: украли, убежала, потерялась… Нашел мужчину, который брал у меня пять голов, говорит: «Спасибо, окотились, всё здорово!» И что всех овец скупил у тех, кому давали по одной… По одной нельзя овец держать, это стадное животное!
На съезде было много ностальгии по прошлому (в военные годы в области насчитывалось до 426 тысяч овец, а шерсть, мясо и шкуры были востребованы), немало разговоров о проблемах сегодняшних, умеренный оптимизм по поводу будущего.
К началу XXI века Кузбасс подошел с поголовьем в 56,5 тысячи овец, но в последние годы тенденция меняется, и на 1.10.2016 года в области поголовье доросло до 100,4 тысячи.
Среди заметных «бараньих» новостей – создание новой подотрасли в хозяйствах холдинга «СДС-Агро» (около 6,6 тысячи овец романовской, алтайской и тувинской пород) и получение статуса племрепродуктора по романовской породе; опыт работы первой мобильной бригады чабанов-стригалей при КемГСХИ; создание подкластера овцеводства при Агропромышленном кластере Кузбасса; областная акция «Тысяча овец». Понятно, что не все вопросы решены.
Так, в начале 2013 года в области активно муссировалась тема закупа в Горном Алтае пяти тысяч племенных животных шести пород для создания племенного ядра кузбасского овцеводства. С хозяйств и фермеров даже собрали заявки, но дальше дело не пошло, так как в бюджете нет лишних миллионов для компенсации затрат на приобретение племенных животных. Понятно, что сельские бизнесмены должны эти затраты нести сами. Ученые, обещавшие в кратчайшие сроки создать породу овец, районированную к нашим условиям и экономически выгодную, не сумели пока получить ни госзаказа, ни финансирования. Небыстрое это дело. Нет пока четких рекомендаций по содержанию, разведению, кормлению овец. Ну, это дело наживное. Непросто с реализацией, впрочем, как любой другой продукции.
В числе сдерживающих факторов – отсутствие спроса на овечью шерсть и шкуры. С удивлением и завистью слушали овцеводы Михаила Егорова, гендиректора Национального союза овцеводов, по видеосвязи рассказывающего: в южной части страны стоимость немытой шерсти выросла в два-три раза, до 270 рублей за килограмм (у нас – от 20 рублей) плюс 129 рублей субсидий. Правда, это крупные однородные партии сортовой шерсти, протестированные и подготовленные к продаже. То есть нашему сельскому бизнесу есть еще к чему стремиться, есть над чем работать. Можно наладить и переработку.
В Кузбассе пока чаще встречается шерсть беспородных животных, ко всему прочему она засорена репьем да прочими примесями и либо вообще не востребована, либо настолько дешева, что доход не перекрывает транспортных расходов. Год назад в Прокопьевском районе переработкой шерсти занялось ООО «СП Прогресс», но особого результата пока нет, так как предприятие испытывает потребность в дополнительном оборудовании для первичной переработки шерсти и в высококвалифицированных специалистах…
А по-прежнему овцеводство остается привлекательным, пример тому – рост числа «бараньих» бизнес-проектов. За четыре года шесть фермеров Кузбасса получили грантовую поддержку на развитие овцеводства: Александр Карлей, Сергей Кузнецов, Нурали Сафаралиев, Роман Горяев, Юрий Кунцевич, Александр Борисенко. В основном это молодые предприимчивые люди, которые видят перспективы овцеводства, верят в них. Понятно, что самостоятельно не решить системные проблемы, стоящие сегодня перед кузбасским овцеводством. Но это бизнес, и наивно рассчитывать, что придет кто-то со стороны и все за фермеров сделает. Нужно объединяться и самим выводить овцеводство в прибыльную подотрасль. Собственно, именно для этого и было организовано такое мероприятие, как агропромышленный форум.
Игорь АЛЕХИН.