Актуальное

Эра интеллектуальных вокзалов

31 октября 2016 | Газета «Кузбасс»
Интеллектуальный вокзал посылает новый архитектурный импульс всему городу Белово. Фото Федора Баранова.

В Белове открыли второй в Кузбассе, после Новокузнецка, так называемый «умный» железнодорожный вокзал. В церемонии принял участие губернатор Аман Тулеев

Лицо города
Глава региона напомнил, что летом 2013 года в Беловском районе произошло землетрясение магнитудой три балла. Тогда пострадали 5100 частных построек, 300 многоквартирных домов и 45 важных объектов. Вокзал получил повреждения, несовместимые с дальнейшей его эксплуатацией. Поэтому было принято решение построить новое здание с учётом сейсмики. Возведено оно в короткие сроки. Планировалось сдать здание в конце года, а открыли вокзал на два месяца раньше. «И он получился особенный, какой-то солнечный», – оценил Аман Гумирович.
Главный специалист по архитектуре института «Сибжелдорпроект» Андрей Хлыстов посвятил в суть проекта.
«Он абсолютно индивидуальный по заданию. Это не применённый, не типовой проект, – рассказывает Андрей Александрович. – Таких вокзалов, как в Новокузнецке и Белове, в других городах не увидишь. Поэтому мы работаем в разных стилях, и от заказчика не поступает требований, чтобы выпускать типовые проекты. Наоборот, приветствуется индивидуальность и разнообразие, чтобы лицо у железной дороги в разных городах было своё».
В этой разработке вокзальное здание гармонично выписывается в ландшафт города. Архитектор отметил, что проектировщики подчеркнули уже существующую ось проспекта. Вокзал замыкает её, и разработчики выделили и подчеркнули данную ось, увязав её с местной застройкой. Поскольку рядом расположены, в основном, жилые дома, доминирующими в этом месте являются именно вокзал и привокзальная площадь. Здание выглядит наиболее ярко, и от него идёт архитектурный импульс развития всему городу.

vokzal-v-belovo2
В сжатые сроки по индивидуальным проектам привыкла работать и генеральный директор компании-генподрядчика «МегаполисСтрой» Ольга Каньшина.
«Вокзалы – они всегда сложные, – признается Ольга Михайловна, отвечая на вопрос о сложности объекта. – Во-первых, сейсмика, во-вторых, сам ход возведения. В ходе работ было много каких-то согласований, дополнительных переделок – всё рождалось в процессе. И, честно говоря, вокзал получился более богатым, чем мы думали, потому что отделка предполагалась более дешёвая. Но он получился показательным. Здесь всё красиво».
После возведения здания, насыщенного инженерными и электронными сетями, специалисты компании-генподрядчика шутят, что готовы сейчас построить объект любой сложности. Изюминка же беловского вокзала, по мнению гендиректора Ольги Каньшиной, заключается в том, что он является более интеллектуальным, чем новокузнецкий.
Завязывали сети в единый технологический узел специалисты различных подрядных организаций. Многие из них за качественную работу на церемонии открытия вокзала получили областные и ведомственные награды и премии. К примеру, монтажник инженерных систем ООО «ТМК» Иван Макаров на объекте проработал полгода. Он не скрывает, что задание было достаточно трудным. Правда, с таким сложным оборудованием уже приходилось работать, поэтому особых проблем не возникало.
«Всё знакомо. Только поджимали сроки, но старались успеть», – рассказал специалист.
А Виталий Зязев, начальник участка компании «МегаполисСтрой», сообщил, что «это не первый его вокзал, но интересный».
«Во-первых, это уникальность самого здания, его конструктив, – объясняет Виталий Александрович. – Достаточно сложная инженерная система, потому что объект специфический, общественный. Нормы требований к таким объектам повышенные. Доволен, что мы сдали его раньше срока с хорошим качеством».

vokzal-v-belovo1

Электронный диспетчер на вокзале сокращает очереди и следит за порядком. Фото Федора Баранова.

Уехать без очереди
На открытии отмечалось, что уникальное и красивое здание построено в первую очередь для удобства пассажиров. Самое главное новшество – электронная очередь при покупке билетов. Нет знакомой всем толчеи. Ведущий инженер по обслуживанию пассажиров Кузбасского региона Западно-Сибирской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Виктория Красильникова уточняет, что электронная очередь организована для пассажиров поездов дальнего следования. В кассовом зале расположен терминал. Человек подходит, получает талон и ожидает, когда его пригласят к кассе для оформления билета. Очередь выведена на электронное табло, поэтому можно подождать приглашения сидя. А на пригородные электрички билеты по-прежнему будут приобретаться по «живой» очереди, так как это не занимает много времени.
«Вокзал также технически оборудован для маломобильных групп населения. Для них есть лифт, подъёмники, тактильные полосы, навигация и санитарные комнаты, – продолжает Виктория Васильевна. – Так что мы стали более доступны для пассажиров. Вокзал стал больше, светлее, теплее и многофункциональнее».
Отдельно следует сказать об антитеррористической защищённости здания. Оно оборудовано 95 камерами видеонаблюдения, на входе – рамки металлодетекторов. Если какой-то забывчивый пассажир на продолжительное время оставил без присмотра вещи, то их «захватывает» видеокамера и сопровождает до момента, пока к «бесхозу» не подойдёт сотрудник вокзала.
Первый пассажир, Ирина Тляшева, поделилась своими впечатлениями.
«Я – житель города Белово. Мы едем в Тюмень, на курорт с мужем. Вокзал замечательный. Я помню и старый вокзал: часто ездила с него на дачу. Здесь уютно, красиво. Я думаю, что все жители города будут очень рады ему. Спасибо большое всем, кто эту красоту нам сделал», – сказала Ирина Гамировна.
Беречь красоту, грамотно эксплуатировать и обслуживать здание, встречать и провожать людей теперь будут работники вокзала. Кассир Любовь Леонтьева тоже отметила, что на вокзале стало красиво. В нём будет комфортно работать: новое оборудование, мебель. А за счёт внедрения электронной очереди увеличивается скорость обслуживания пассажиров.
На церемонии вручения символического ключа голос начальника вокзала Светланы Подушкиной слегка дрогнул. Действительно, сил и нервов вложено много, так что волнение понятно.
«На данный момент штат вокзала – 26 человек. Сама я пришла сюда 5 июля 2012 года. До этого работала на вокзале станции Киселёвск. А общий стаж в железнодорожном транспорте у меня 23 года, с восемнадцати лет. Железной дорогой я живу, люблю свою работу, – рассказывает Светлана Александровна. – Площадь нового вокзала составляет четыре тысячи квадратных метров, его вместимость – 250 человек. Очень рады его открытию. Это наш дом, это наша жизнь. Мы также рады приветствовать здесь пассажиров. Думаю, что на вокзал пойдут не только пассажиры, но, как на экскурсию, и жители города. Для города Белово это значимое место».
Замначальника дороги Кузбасского территориального управления РЖД Сергей Макаренко назвал общую сумму затрат. Она составила 940 миллионов рублей, из которых
600 миллионов пошли на строительство здания, а 340 – на благоустройство привокзальной территории. Всего в Кузбассе сейчас насчитывается 22 вокзала. Следующим для масштабной реконструкции может стать междуреченский вокзал. Правда, как уточнил руководитель, всё зависит от экономической ситуации в стране и РЖД. Но в любом случае эра интеллектуальных вокзалов и транспортных терминалов продолжается.
Евгений БЕСЕДИН.

 

Другие статьи на эту тему

В селе Заречное проходят выборы с национальным колоритом

В Белове на участке для голосования в селе Заречное у членов избирательной комиссии свой дресс-код:…

15 марта

В Белове избиратели голосуют на дому

За свои 96 лет не пропустил ни одни выборы. Пётр Фёдорович Гилёв из микрорайона Чертинский…

15 марта

Избиратели Белова голосуют на выборах президента

В Белове в первый день голосования избиратели активно реализуют свое конституционное право. На выборы президента…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс