Озеро… на колесах
Самая большая пожарная машина России прошла первое боевое крещение в Кузбассе
Причем пригнали красную махину высотой с трехэтажный дом на окраину Междуреченска, на первую демонстрацию мощи не издалека – не с завода. А сделали машину свои Кулибины из гаража.
Они придумали, как закачать в кузов целое подземное озеро (60 тонн воды) и как везти его, не расплескав. И как обрушить на огонь, чтобы сразу захлебнулся…
«Танкер»
…Флотская лесенка, ведущая вверх, на палубу гигантского, теперь – пожарного БелАЗа-7513 (с колесами в почти два моих роста), обжигает ладони холодом.
На десять минут я стала членом команды, добровольческого пожарного корабля. Почти что «танкера». И лезу, стараясь не отставать, ободряя себя первым девизом пожарных-добровольцев, любимыми словами графа Шереметева, основателя добровольного пожарного движения России, лично участвовавшего в битвах с огнем в 1892-м: «Пожарный денно и нощно должен быть готов к смерти… Нет больше сея любве, аще кто душу положит за други своя…»
Да, о такой технике знаменитый граф-доброволец, всегда, даже на высокие приемы возивший с собой в коляске каску, робу и багор, и не мечтал!
Под ногами ревет мотор, палуба дрожит. Далеко внизу – первая зимняя хлябь…
Представить, что ты на «танкере» въедешь в рисковую зону, и вокруг, возможно, запляшут всполохи огня, страшно… Но водитель Валентин Шабалов, один из участников созданной горняками добровольной пожарной дружины, в кабине один. И спокоен. И талисман-дракон мерно качается у него за стеклом…
В первом пока учебном пожаре Шабалову предстоит со всем управляться одному: и рулить, и тушить, и решения принимать. Таков порядок и таково начавшееся ежедневное дежурство этого сменного экипажа из четырех человек.
– Но стоять посреди огня ему – нет, не придется! Лафетный ствол движется вверх-вниз на 30-35 градусов и на 100 градусов – параллельно земле. Скорость подачи воды – 40 литров в секунду. А длина струи – целых 50 метров, так что огонь будут тушить с безопасного расстояния. И над увеличением длины струи мы продолжим работать, – объясняет Денис Ермолов, главный инженер АТП «Центральное» угольной компании «Южный Кузбасс». И, широко шагая, показывает устройство ствола, пожарных рукавов, что занимают правую часть красной палубы. И жмет на простой с виду выключатель на красной стене, запускающий насос…
…Техническая пожарная схема этого шахтерского «БелАЗа», слушаю, кажется проста. Но на самом деле заводского решения или хотя бы подсказки для нее не было. И изобрели ее Алексей Чижевский, Андрей Вагин и Петр Семичев с того же АТП. Методом проб и расчетов… В дни, когда старенький «БелАЗ»-грунтовоз, отпахав своё, перевезя за годы море земли с вскрышных работ на разрезах под Междуреченском, уже был переделан в поливочно-оросительную машину. Мотался потихоньку по горным отводам, прибивая, сбрызгивая пыль. А прошлым летом, в дни ремонта-профилактики, вдруг начал «слышать», что его, старичка, все-таки не отправят на покой. А сделают особенной пожарной машиной!
Волнорез
– А началось всё с того, – подключается к рассказу Игорь Коровкин, заместитель начальника пожарно-спасательного отряда Междуреченска, – что мы взяли с нашего склада старый, но хороший списанный пожарный насос и решили подарить его, вместе с лафетным стволом, рукавами, горнякам. Чтобы они сделали, на основе своей техники, вариант типа пожарной машины… Принцип насоса везде одинаков. Но его нужно было совместить с их «БелАЗом».
И главная сложность была в чем? В нашей пожарной машине насос подключен к двигателю. Мы приезжаем на место пожара, наш водитель встает, переключает двигатель – и всё. Начинаем тушить. А у «БелАЗа» такой системы нет… Но горняки «Южного Кузбасса» нашли выход. Задача же стояла захватывающая: создать пожарный «БелАЗ», который один будет, как 15 наших пожарных машин. На его борту будет 60 тонн воды. А наша пожарная машина берет четыре тонны… И наша машина работает, отдает воду за семь минут, потом заправляется водой снова. В городе это отработано, на улицах – пожарные гидранты… А в работе на дальних горных полях нашим пожарным машинам нужны помощники-добровольцы. Так горняками и был придуман и сделан, учтя наши советы, пожарный
«БелАЗ», который теперь сможет тушить любой огонь аж два с половиной часа без перерыва! Пожалуй, второго такого в стране нет.
– Мы искали техническое решение долго, – поясняет Денис Ермолов. – Сменили кузов, чтобы машина, приняв такую массу воды, оставалась устойчивой. Пробовали установить гидравлический привод от гидронасоса – отказались, производительность оказалась не та… И поставили дополнительный электродвигатель, вышли на полную мощность… Электрик переделал электросхему, чтобы два электродвигателя можно было включать независимо друг от друга…
И такой компановки системы, объясняют разработчики, раньше нигде не применяли, в том числе и на заводах.
И насчет озера на борту раскрыли секрет: оно – даже без крышки! А чтобы огромная масса воды не раскачивалась на ходу, не выплескивалась, придумали и поставили перегородки-волнорезы…
Корпус
…Итак, учебная цель потушена. Полку пожарных-добровольцев Междуреченска прибыло. Добровольных пожарных команд здесь стало четыре: в поселках Теба, Ортон, городская команда «Феникс» и теперь вот у горняков. Добровольцев общим числом стало 30, и, по словам пожарных, их достаточно, чтобы тоже нести постоянную службу на защите города и окрест.
И пожарный «БелАЗ» горняков теперь полностью готов первым прибыть на место в своих «владениях». И приехать в город, для дозаправки водой пожарных машин, если понадобится.
– В 2015-м, когда в городе горел торговый центр, горняки уже работали с нами – пригоняли обычный поливомоечный «БелАЗ», с 40 тоннами воды, он подавал воду нашим машинам. И мы тушили с ним пожар с полуночи до шести утра. А без него – тушили бы дольше, все десять часов. Тогда, собственно, и родилась идея пожарного «БелАЗа», – вспоминает Игорь Коровкин.
…В областном ГУ МЧС пожарный «БелАЗ» приняли с уважением. Вообще, как пояснил «Кузбассу» Владимир Тихомиров, заместитель начальника ГУ по государственной противопожарной службе, в истории региона даже в тяжелые 1990-е всегда жило добровольное пожарное движение. Оно началось с 1923-го, с поселков Анжерка и Судженка. И быстро разошлось по региону, закрыв опасные участки. И трагедий, как с поселком Шира из соседнего региона, сожженным таежным пожаром год назад, в Кузбассе никогда не было.
А с 2011 года, с выходом Федерального закона №100 «О добровольной пожарной охране» и следом областного закона №88, статус добровольца был окончательно установлен. И еще с 2012-го
добровольческая карта Кузбасса заполнилась полностью.
– Кузбасс имеет 269 добровольных пожарных команд (1839 человек), 1389 добровольных пожарных дружин (20196 человек), – говорит Тихомиров о том, что по числу добровольцев регион держит первое место в Сибири. А потом и о технике, полученной с поддержкой администрации области и ГУ МЧС. – Добровольцы имеют: 30 комплексов «Водолей», 16 лесопатрульных комплексов, 50 мотопомп, больше 1200 ранцев-огнетушителей, 20 авторазливочных станций, 23 пожарные машины… И сейчас в регионе идет работа по созданию корпуса сил добровольцев-пожарных. В нем будет 31 пост. Руководить постом будет наш сотрудник.
Это значит, что команды объединяются сейчас в корпус. И в таком усилившемся варианте, с дополнительным финансированием из МЧС и оснащением, заработают уже через несколько месяцев, в 2017-м.
На Марсе
Кстати, пожарный «БелАЗ» раскрыл нам пока не все свои секреты. По словам разработчиков, при большом пожаре он сможет бить водой по огню сразу с трех точек.
С главного лафетного ствола. И «подключив» к себе, к воде, с одного бока, обычную пожарную машину. А с другого бока – пожарный рукав, чтобы тушить вручную… В связи с чем пожарные уже шутят, что в будущем такая машина пригодится даже на Марсе, чтоб и там спасать мир…
Лариса МАКСИМЕНКО.