Угольщики Кузбасса обратились в Минтруд России с просьбой откорректировать оценку условий их труда
На всероссийском совещании по вопросам охраны труда в угольной промышленности в Новокузнецке заместитель губернатора Александр Данильченко поднял ряд проблемных вопросов, с которыми работники угольных предприятий сталкиваются при специальной оценке условий труда.
С 1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». За период его действия спецоценка условий труда в Кузбассе проведена на 127 тыс. рабочих местах, на которых работает 240 тыс. человек. Из них в организациях угледобычи на 20 тыс. рабочих местах (более 55 тыс. человек).
После проведения спецоценки работодателями совместно с профсоюзами были разработаны и выполнены мероприятия по улучшению условий труда горняков. В подземных горных выработках предусмотрели установку более мощных вентиляторов. Работники-подземники обеспечены сертифицированной спецодеждой, произведенной из современных тканей повышенной плотности с водоотталкивающей пропиткой и светоотражающими элементами. Машинисты буровых установок обеспечены спецковриками и перчатками, которые поглощают вибрацию. Водителям БЕЛАЗов установили антивибрационные кресла.
Однако, подчеркнул Данильченко, предприятия угольной промышленности при проведении спецоценки условий труда сталкиваются с тем, что действующие закон (№426-ФЗ) и методика (№33Н) не позволяют получать достоверные сведения о состоянии условий труда на рабочих местах работников-подземников, поскольку оценка коэффициента естественной освещенности вышеуказанных актах не предусмотрена. Кроме того, методика не содержит гигиенические нормативы для оценки параметров микроклимата и световой среды по показателю «освещенность рабочей поверхности».
«В результате количество работников, условия труда которых не соответствуют нормативным требованиям, из-за необъективной оценки занижается. А это значит, что уменьшается объем и размеры предоставляемых им гарантий и компенсаций. Кроме того, отсутствует возможность адекватной оценки уровня профзаболеваемости для данных рабочих мест», — подчеркнул замгубернатора.
Ещё один момент. Методика не позволяет корректно оценивать условия труда на рабочих местах водителей автомобиля и машинистов экскаватора горнодобывающих предприятий в части оценки рабочей позы. При оценке тяжести трудового процесса рабочая поза указанных работников относится к фиксированной, а при проведении спецоценки согласно методики её относят к «позе сидя» и «выставляют» допустимые условия труда. «То есть условия труда водителей и машинистов приравниваются к офисным условиям, — отметил Данильченко. — Такая разница в методических подходах оценки сказывается при формировании санитарно-гигиенической характеристики условий труда работников и не позволяет установить связь с профессиональным заболеванием».
В связи с этим Александр Данильченко обратился к Валерию Коржу с просьбой дать поручение разработать поправки в ФЗ с учетом указанных замечаний, а также предусмотреть в методике гигиенические нормативы для оценки условий труда в подземных горных выработках.
Ещё один вопрос, требующий участия Минтруда РФ, касался усовершенствования медицинских осмотров горняков перед спуском в шахту. «В настоящее время осмотры осуществляют медработники, у которого зачастую нет ни необходимой квалификации, ни соответствующего медицинского оборудования. Поэтому на смену заступают шахтеры, которые по состоянию здоровья не могут выполнять свою работу», — сказал замгубернатора. По его мнению, это происходит потому что до сих пор нет утвержденного «Порядка проведения медицинских осмотров работников, занятых на подземных работах» в соответствии со ст. 330.3 Трудового кодекса РФ.
Пресс-служба АКО.