Город с углем И БЕЗ
16 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»

Моногород. Что это такое?
Большинство обычных прокопчан, с которым мы общались в прошлый четверг, признавались, что ничего не слышали ни о «моногороде», ни о федеральной программе. Правда, на замечание: «Ну, как же, у вас угольный город, много шахт было закрыто, еще могут закрыться…» – отвечали, как сговорившись: «А, вы про это? Понятно, что с этим нужно что-то делать».
Именно на вопрос, что делать с такими городами, как Прокопьевск, где сегодня многое зависит от одной отрасли, и попытались ответить власти – федеральные, областные и местные. Федеральные в прошлом году после социальных волнений в Пикалево Ленинградской области, где остановились три градообразующих предприятия, решили не ограничиваться приездом премьер-министра Владимира Путина для разговора с перекрывшими автотрассу людьми и виноватыми в этом собственниками. После Пикалево и родилась идея разработки специальной программы помощи городам, где ситуация измеряется состоянием дел на одном предприятии или в отрасли. Областные же и местные власти добились того, что в первоочередной список «спасения» попали два кузбасских города – Прокопьевск и Ленинск-Кузнецкий. И если по поводу спасаемого Ленинска-Кузнецкого сначала возникали вопросы (общепризнанно, что ситуация в городе относительно благополучная), то с Прокопьевском, как говорят, все было ясно. И про его прошлое, и про будущее.
Число угольных предприятий в Прокопьевске уменьшилось с 18 в 1994 году до 10 в 2009-м при одновременном снижении объема добычи угля с 8,8 до 4,6 млн. тонн в год. За это время численность постоянного населения города сократилась на 41,5 тыс. человек (на 16 %) – до 211 тыс. человек. Численность занятых на угольных предприятиях и предприятиях, прямо или косвенно связанных с угольной промышленностью, составляет около 14 тыс. человек, или 25% от занятых в экономике города. В среднесрочной и дальнесрочной перспективе в результате прогнозируемого закрытия угольных предприятий вопрос трудоустройства к 2025 году возникнет для 10 тыс. человек, занятых в угольной отрасли. Из комплексного инвестиционного плана модернизации г. Прокопьевска.
Спустя 9 месяцев после того, как в Москву на утверждение были отправлены программы модернизации города, получили первые деньги. Деньги для другой жизни.
Сколько стоит другая жизнь
Выделение федеральных средств на программу модернизации моногородов, рассчитанную до 2025 года, было, как в математике, условием обязательным, но недостаточным. Точнее, государство помочь обещало, но лишь в том случае, если на новую жизнь для этого города «сбросятся» все – местный и областной бюджет, бизнес. И не просто так, а на конкретные проекты.
Более чем на 140 млрд. рублей «потянул» пакет предложений от Прокопьевска на ближайшие 15 лет. Тут и строительство новых производств (машзаводов, предприятий стройиндустрии, целых комплексов по глубокой переработке угля, Прокопьевской ТЭЦ), и развитие действующих, и новое жилье, детсады, школы, дороги и пр., и пр. Почти 105 млрд. рублей – деньги бизнеса, 36 млрд. рублей – бюджетные.
В результате реализации мероприятий комплексного плана к 2012 году доля профильной угольной отрасли в общем объеме отгруженных товаров сократится до 62,9 % (с 75 % в 2009 году), в 2015 году – до 40,1 %, в 2020 году – до 23,7 %. Число малых предприятий в ближайшие три года возрастет на 6,5 %, к 2015 году – на 14,6 %, к 2020 году – на 21,4 %.
С 2010-го по 2020 год планируется создать около 11 тыс. новых рабочих мест. Уровень зарегистрированной безработицы сократится до 1,7% к 2012 году и до 1,5% к 2020 году. Номинальная среднемесячная заработная плата в среднесрочной перспективе возрастет на 15 %, к 2015 году – на 68 %, а к 2020 году – в 2 раза.
«Мы пока оперируем коротким планом – на этот год. Есть три четких бюджетных позиции. Во-первых, деньги на капремонт жилья и переселение людей из ветхих и аварийных домов. Как раз эти средства в город уже поступили. Из общего объема финансирования – около 700 млн. рублей – на капремонт уже выделено 296,6 млн. рублей. К этому будет добавлено 114,1 млн. рублей на переселение людей из ветхого и аварийного жилья. Второе направление (поддержка малого и среднего бизнеса) – 108 млн. рублей, третье – 153,9 млн. рублей на инфраструктуру для второй очереди вагоноремонтного завода «Новотранс», – уточняет первый зам. главы Прокопьевска Андрей Мамаев. – Сегодня – жилье, занятость людей, помощь новому крупному предприятию, которое сможет развиваться, а дальше будет видно».
В городе попытались посчитать, сколько прокопчан «заденут» все эти миллионы. В 74 домах, которые нужно будет отремонтировать, живут чуть более 10 тыс. человек. Из бараков в новые квартиры переедут 149 семей. 225 грантов будет выделено начинающим предпринимателям, еще человек 50 получат кредиты на развитие своего бизнеса, не менее одной тысячи человек предстоит обучить азам малого бизнеса. Всего выходит более 11 тысяч человек. Татьяна Фролова, заместитель главы Прокопьевска по экономике, финансам и налоговой политике, прибавляет к ним еще тысяч 10 тех, кто будет занят на стройке. Итого получается не меньше 20 тысяч человек. Правда, не все они будут из Прокопьевска. Бюджетные деньги – строго отчетные. По каждому направлению уже проходят конкурсы. К примеру, на строительство и ремонт жилья. И участвовать в этих конкурсах могут не только «местные».
С большого на малый
Новая квартира, фасад дома или система отопления для прокопчан, в принципе, не новость. За последние года три сотни миллионов рублей, опять же федеральных, город получил на строительство и ремонт. А статус моногорода, выходит, лишь превращает «жилищную» бюджетную статью в неплохую привычку.
В запланированных реконструкциях дороги, электроподстанции, водопровода, строительстве коллектора и других коммуникаций на Тыргане для завода «Новотранс» тоже, если разобраться, нет ничего особенного. Это в прошлом году открытие первой очереди завода, рассчитанной на ремонт 5 тыс. железнодорожных вагонов в год, было новостью номер один в городе, где последние несколько лет крупные заводы только закрывались. Уже при запуске «Новотранса» было объявлено о намерении собственника построить вторую очередь предприятия еще на 5 тыс. вагонов. Единственный тормоз – неразвитость инфраструктуры. Такие «тормоза» и обещал убирать федеральный центр. «Теперь вода, тепло, электроэнергия будут, и собственнику останется вложить деньги, чтобы купить станки, оборудование. Городу от этого – новые рабочие места. Дополнительно 300 человек. Вообще суть программы модернизации моногорода в том и состоит. Если одно закрылось, ему взамен должно открыться что-то другое», – считает Андрей Мамаев.
…С прошлой осени в Прокопьевске перестала добывать уголь шахта «Тырганская». Все рассказы о местных шахтах – об их плохой экономике из-за высокой себестоимости добычи – как раз история о «Тырганской». Здесь экономика в кризис стала вообще «никакой» и без каких-либо перспектив из-за того, что тут практически не осталось пригодного к освоению коксующегося угля. На шахте работали 1,5 тысячи человек. Люди сегодня не на улице или на бирже. В основном шахтеров перевели на другие угольные предприятия города.
Так может быть не всякий раз, когда очередная шахта города дойдет до своего предела по извлекаемым запасам – к 2025 году работы могут лишиться 10 тыс. человек. Проблемы же будут у тысяч 30, если считать по семьям. Вот потому-то, наверное, уже в этом году Москва решила сделать ставку еще и на малый бизнес, способный довольно быстро занять людей. 119 млн. рублей (к 108 млн. руб. федеральных прибавляются 6 млн. рублей из местного бюджета и 5 млн. рублей из областного) пойдут на то, чтобы уже в этом году в Прокопьевске появились новые и окрепли нынешние мелкие неугольные работодатели.
Они остаются
Индивидуальный предприниматель Марина Николаева – из начинающих свой бизнес. Два года назад она, бухгалтер-экономист, стала безработной. Несколько месяцев бывший работник аптечной сети стояла на бирже. Потом узнала, что, если зарегистрироваться в качестве предпринимателя, государство поможет. В этом году Марина стала единственным прокопьевским предпринимателем, получившим грант в 300 тыс. рублей по федеральной программе на областном уровне. Сейчас подала заявку еще на один грант уже по программе модернизации моногородов (прием заявок на конкурс грантов не более чем на 300 тыс. рублей на возмещение затрат в Прокопьевске завершили 2 сентября). Первый раз деньги потратила на покупку боксерского ринга, сейчас рассчитывает покрыть свои расходы на трехмесячную аренду помещения:
– Мой муж Игорь – известный в Прокопьевске тренер по боксу. Учеников у него много, даже чемпиона мира вырастил, а вот зала своего никогда не было. Когда узнала, что можно бизнесом заняться, первое, о чем подумала, – о спортивном клубе. Мужу 47 лет, серьезный он у меня, советской еще закалки. Все думала, как он воспримет мою идею. Выяснила все сначала – как регистрироваться, с чего начинать, потом все ему и выложила. Он прямо загорелся.
В свой бизнес – спортивно — оздоровительный клуб «Файтер-плюс» – Николаевы с нынешней весны уже вложили 1,5 млн. рублей. В банки не обращались (Марина посчитала, что не смогут платить проценты), были сбережения, друзья-родственники помогли да еще бюджет. Главные проблемы были с помещением. Найти подходящее в городе оказалось проблемой. Но в итоге повезло – на Тыргане взяли в аренду пустовавшие 500 кв. метров, где раньше был мебельный магазин. Основные деньги пошли на ремонт. Сейчас в клубе три зала – бокса и рукопашного боя, тренажерный и для фитнеса.
К Игорю в новый клуб уже перешли его ученики, Марина же подобрала работников (в том числе через центр занятости), сейчас разрабатывает программы для разных групп:
– Про работу мужа говорить не буду – у него школа, ученики. А вот с остальным… Я посмотрела: в Прокопьевске за последние годы появились спортивные клубы. Но в основном они для молодежи. А вот у того, кому за 40, проблемы. Специальных групп и программ для них почти нет, с молодыми они не ходят. Чем не ниша для нас? Специально ищем для возрастных клиентов тренеров. Благо муж эту сферу хорошо знает.
Марина уже посчитала, что окупить вложения клуб может года через полтора. Говорит, что цены задирать не будет (клуб сейчас рассматривается как коммерческий), а если подберется детская группа, готова ввести для нее «социальные цены».
– Мы из нашего города уезжать не собираемся. Строим жизнь, которая с утра до ночи сегодня у нас в клубе, для своих двух сыновей. Знаете, я поняла, что многое от меня самой зависит. Сама поверила, что все получится, теперь и мне верят.
Тех, кто в городе решил не просто остаться, но и попытаться заняться своим делом, можно посчитать в службе «Единого окна». Ежемесячно для регистрации своего бизнеса сюда обращаются 200-250 человек. В основном им до 40 лет, примерно поровну мужчин и женщин. Кто-то потерял работу, кто-то по специальности устроиться не может. Выбирают прокопчане в основном торговлю, перевозки, общепит. Из нестандартных примеров – приют для животных и зоотакси.
В то, что «все получится», Надежда Кононенко, замдиректора по экономике и финансам Прокопьевского специализированного предприятия, поверила еще лет 10 назад. Тогда распадалась крупная структура «Прокопьевскшахтострой». Из «осколков» бывшие работники решили создать строительно-монтажную компанию. Профиль – работы по прокладке коммуникаций. Первую помощь получили из муниципального фонда поддержки малого предпринимательства – кредит в 2,5 млн. рублей на покупку экскаватора. Сейчас в компании целый парк спецтехники и почти 100 работников.
– Экономика – непостоянная дама. Потому стоять на месте нельзя. Сейчас надо постоянно учиться, чтобы быть на плаву, – объяснила нам свое появление в учебно- деловом центре Надежда Кононенко. – Ну, а помощь бюджета тоже не помешает.
Сейчас компания – в числе претендентов на кредит из муниципального фонда, который программа моногородов увеличит в 3 раза, пополнив на 32 млн. рублей.
Всего же денег на малый бизнес, которые должен получить в этом году Прокопьевск, отпущено в 4 раза больше, чем в прошлом году.
Сегодня в Прокопьевске почти 1,5 тыс. малых предприятий и 4,2 тыс. индивидуальных предпринимателей. В малом бизнесе занято порядка 20 тыс. человек. Это почти третья часть трудоспособного населения. От малого бизнеса городской бюджет получает более 20% налогов, почти столько же, сколько от угольной отрасли. Чтобы выяснить перспективные направления развития бизнеса в городе, комплексный план модернизации предполагает проведение специального маркетингового исследования. А городские власти намерены помочь развиваться новому бизнесу не только деньгами. В Прокопьевске подобрано здание для размещения бизнес-инкубатора, где предприниматели получат помещения в аренду и необходимые услуги.
Своей дорогой?
В городском учебно-деловом центре мы застали девушек с курса «Основы парикмахерского искусства». Тут для них и учебный класс, и салон-студия. В эти группы, говорят в центре, никогда недобора нет. С другими сегодня хоть всеобщую мобилизацию объявляй. Москва поставила условие: гранты будут тем, кто пройдет обучение. Почти бесплатное. За специально разработанные курсы для начинающих предпринимателей (на них учат всему – как правильно принять работника, как оформить договор, растолковывают систему налогообложения и т.д.) заплатить нужно 200-300 рублей – всего 5% от реальной стоимости.
Остальное – за счет бюджета.
– Да, государство фактически хочет заставить людей учиться. Но здесь обоюдная заинтересованность – чтобы деньги достались тому, кто что-то знает. А успешный предприниматель не тот, кто все знает, а тот, кто успешно и постоянно учится. Увы, кто-то этого не понимает, – посетовала гендиректор центра Любовь Петрова. – Обзваниваем людей. Они не отказываются, говорят, что пока некогда. Пытаемся убеждать, ведь действительно все строго, обучение обязательное.
Регистрироваться предпринимателями и посещать курсы не придется трем парням, которые еще до нынешнего августа сидели без работы. Уже месяц как они при новом деле – производстве строительных блоков из полистиролбетона.
Прокопьевская фирма «Сибпроект» вообще-то разрабатывает проекты для различного строительства, но в городе ее руководство знают как владельцев помещений бывшей табачной фабрики. В административном корпусе некогда знаменитого предприятия сейчас офисный центр, а в цехе с недавних пор – завод по выпуску полистиролбетона. Материал этот в Кузбассе не так «раскручен», как в Омске или Барнауле, но набирает популярность. Блоки из цемента и полистирола в Шерегеше, например, оценили за экологичность, хорошую звукоизоляцию, способность сохранять тепло (он позволяет снизить расходы на отопление на 20-30%), а главное – за удешевление самого строительства (стены из этого материала в 1,5-2 раза дешевле кирпичных с утеплителем и из ячеистого бетона).
Помощь бюджета на покупку оборудования для цеха «Сибпроекту» не потребовалась. Даже в центр занятости за рабочими здесь не обращались. Просто позвали мастером в цех Валерия Безносикова, который в центре занятости инспектором работал.
– Я на самом деле инженер-механик, 30 лет на заводе шахтной автоматики, ныне НПО «Развитие», отработал. С завода ушел в кризис в прошлом году, нелегкие времена были. А как сюда пригласили – сразу согласился. Очень хотелось вернуться на производство. Дело тут быстро освоил и ребят нашел в бригаду.
Александру Светлакову 20. Дипломированный специалист – окончил Прокопьевский промышленно-экономический техникум по специальности «технология машиностроения». Не повысили его шансы найти работу и другая специальность – автомеханика, и водительские права, которые он получил за последний год. С прошлого года пластиковые окна ставил. Но он у Безносикова в техникуме дипломировался, тот его запомнил.
Сергею Фомину 21 год. По профессии электрогазосварщик – два года назад окончил училище. Работу найти не мог:
– Везде стаж требуется, а где мне опыт получать, если нигде не берут?! Три месяца назад закончил учиться на машиниста открытых горных работ – такая же история. Пошел на биржу. Совсем немного там числился. Безносиков меня сюда позвал. Я у него практику проходил еще в НПО «Развитие». Я с собой и друга Женьку привел, в училище вместе учились. Вот вы говорите, свое дело попробовать. Да у нас на каждом шагу сварщики.
Спросила у этих парней, слышали ли они, что их моногороду Прокопьевску теперь государство поможет «уйти» от угля.
– Нет, я полтора года как телевизор не смотрю. А вообще, это правильно, – все же добавил Сергей. – Мы тут в цехе только начинаем, технологию вот пока отрабатываем. Зарплата пока 8 тысяч. Потом больше будет. Все официально. А друг у меня на шахте работает машинистом, 6,5 тыс. получил. У моей сестры муж там проходчик, 9,5 тыс. рублей получает. Лучше уж здесь, чем там, на шахте.
– Я знаю, что проектов много было. К примеру, с Киселевском хотели когда-то нас объединять. Сейчас что-то новое? – Александр признался, что тоже ничего про моногород не слышал. – Хотя, если без шахт, то знаете, город наш чище сегодня, когда шахт меньше стало.
Фото
Федора Баранова.
Прокопьевск.