Соцсети:
Актуальное

«Непокорённые» на все времена

12 июля 2016 | Газета «Кузбасс»
Бессменный председатель союза бывших малолетних узников Александр Шураев. Фото автора.

Бессменный председатель союза бывших малолетних узников Александр Шураев. Фото автора.

Есть такая памятная медаль – «Непокорённые». Она с 2008 года вручается не только бывшим узникам фашистских концлагерей и гетто, но и тем, кто помогает ныне живущим хранить память о былом.

Нет у «Часа памяти» конца
Одним из первых, кто получил эту медаль в Кузбассе, был председатель областного отделения союза бывших малолетних узников Александр Шураев. А недавно по его инициативе еще девять человек в Кемерове стали обладателями этой особенной награды. И все награжденные люди особенные. Да, кто-то из них по долгу своих обязанностей всегда на связи с людьми старшего поколения. Но и служебный долг все эти люди, собравшиеся на торжество в стенах кемеровского городского совета ветеранов, выполняют от чистого сердца.
Директор центра социального обслуживания Центрального района Анна Иванова пришла вместе с Надеждой Белкиной – культорганизатором отделения дневного пребывания. Именно в этом центре есть «Час памяти». Его не приурочивают к какой-то календарной дате, понимая, что память – она на все времена. Особенно для тех, кому есть что вспомнить за свою долгую жизнь. Ведь отдыхают и лечатся в отделении дневного пребывания люди, которым уже и за шестьдесят, и за семьдесят, и за восемьдесят лет. Последние – дети войны. Для кого-то из них проходила та война в тылу, а для кого-то – в Германии. Правда, не сразу после освобождения и возвращения на родину, в Советский Союз они признавались, что были угнаны и батрачили на фашистов.
Еще и потому в первое время после создания областного отделения бывших малолетних узников народу в организации было немного. Да к тому же следовало собрать немало документов, а в «лихие» девяностые сделать это было непросто. Именно в 1995 году и стал Александр Шураев председателем областного союза бывших малолетних узников. Это была его общественная должность, а основная работа – в медицинском институте. Александр Фролович – заслуженный врач России, кандидат медицинских наук читал студентам лекции. А еще и практиковал в областной офтальмологической клинике. Однако, несмотря на загруженность, успевал помогать бывшим малолетним узникам оформлять документы. Благодаря в том числе и ему эти люди получили от Германии компенсационные выплаты. Конечно, никакие деньги не возместят в полной мере перенесенных страданий, но все равно эти марки были не лишними. Одни передавали деньги детям, другие покупали бытовую технику, посещали свою малую родину. Ведь сибиряками-кузбассовцами они тоже стали не по своему желанию. Повзрослевших бывших узников отправили на предприятия Кузбасса. Здесь они и обзавелись
семьями. Но опять же далеко не в каждой семье знали, где в годы войны были их близкие. Такое было время умолчания.
Постепенно запреты-секреты были сняты. И к бывшим узникам перестали относиться с предубеждением. Росла организация. В нее вливались те, кто прошел ад Освенцима, Бухенвальда… Численность доходила до 2000 человек. А сейчас в Кузбассе осталось 600 бывших малолетних узников, в Кемерове – 81. Они, непокоренные, тоже уходят в «Бессмертный полк».

«Нас вели
в крематорий»
В Кемерове городской союз возглавляет Людмила Сорокина. А есть еще районные советы. В Кировском районе за его работу отвечает Мария Петрович. Родом она из Беларуси, жила
семья недалеко от Брестского района. А туда враги вошли уже в первые дни войны…
Маша маленькой была, а брат Саша постарше. Он-то и расскажет потом сестре, как их вели в крематорий. Правда, случится это уже в конце войны, когда фашисты, почувствовав близкий конец, начнут заметать следы своих зверств. Там, в Германии, от непосильной работы и страданий умерла мать Маши и Саши. Саша служил садовником в одной немецкой семье. Нет-нет, да и стащит он что-то с хозяйского стола. Однажды принес сестренке в барак маленький кусочек сахара. Машенька оставила это лакомство на потом, на утро. А когда проснулась, кусочка уже не было. Может, кто-то его взял, а может, он просто растаял за душную ночь. Но этот кусочек сахара Мария Васильевна на всю жизнь запомнила. Как и день, когда лагерные охранники построили детей в колонну и повели куда-то. Саша и Маша, державшись за руки, шли последними. Саша, знавший всё в округе, догадался, что этот путь в крематорий. И тут один из немецких конвоиров (среди врагов тоже были люди) толкнул Сашу и Машу в большую канаву, тянувшуюся вдоль дороги. Так они и спаслись…
Очнулась Маша на чьих-то мужских руках. Подумала, что это отец. Закричала:
– Папа! Папа!
Но это был солдат из армии союзников – англичанин. А брата Саши рядом уже не оказалось.
Маша, возвращенная в СССР, стала жить в детском доме. А Саша как в воду канул… И все-таки ровно через 20 лет он нашелся! Точнее, это он нашел сестру. Оказалось, Александр с семьей обосновался в Беларуси. Ах, какой была их встреча! И потом они постоянно ездили друг к другу. Накануне 9 Мая 2016 года Мария Васильевна вновь побывала у брата. В последний раз. После короткого свидания состоялись похороны Александра.
А Мария Васильевна, вернувшись в Кемерово, вновь стала обзванивать своих подопечных. И ходить к ним. Ведь из 14 человек семь уже не выходят из дома сами. Вот и на торжество по случаю вручения медалей «Непокорённые» смогли приехать не все. Но председатель районного совета ветеранов Галина Федорова (она тоже по праву была удостоена награды) пообещала, что расскажет всем, какой волнующей была эта встреча.

«Им не дано
с годами постареть»
Приподнятой атмосфере в зале способствовали песни. Про «Бессмертный полк» в исполнении автора, заслуженного работника культуры Владимира Барковского. А еще были песни-ретро в исполнении ансамбля «Рябинка». Многие подпевали. Подпевала и сидевшая рядом со мной Ирина Андронова. Она – главный специалист городского управления социальной защиты. Но не только потому, что фамилия Ирины Константиновны начинается с буквы «А», медаль ей вручили первой. Ирина Андронова помогала в становлении организации бывших малолетних узников самому первому председателю – Петру Кабанову. К сожалению, через год Петр Иванович ушел из жизни. Ушел, как уходят фронтовики, – в «Бессмертный полк». На портретах воины этого полка совсем молодые. И нынешние непокорённые в те военные годы тоже были молодыми.
…Пятнадцатилетнего Колю Фидоренко с Украины сдал немцам полицай. Схватили парня – и на станцию, откуда утром должен был отправиться поезд. А ночью Коля услышал голос матери. Подумал, что бредит. Но нет, мать действительно пробралась к сыну каким-то чудом. Кинула ему булочку. Коля спрятал булочку за пазуху. Так до самой Германии ехал с ней. Потому что домом и матерью пахла та булочка.
В Германии Коля попал, как он сам говорит, в немецкую семью не зверей, а людей. Хозяева разрешали работнику садиться за стол вместе с ними. Трудиться, конечно, приходилось много. Но на сон все равно оставалось время.
Сейчас Николай Макарович живет с дочкой. Говорит, что она у него хорошая. А вообще-то бывшие малолетние узники живут по-разному. И дело не только в пенсии, на нее прожить можно. Дело в родных, которые порой оказываются хуже чужих. И очень хорошо, когда неродные, но зато неравнодушные, нечерствые люди помогают бывшим узникам верить в лучшее. И настрадавшимся людям действительно становится лучше…

Галина БАБАНАКОВА.
г. Кемерово.

Другие статьи на эту тему

15 октября

Зов крови

Ребенок, рожденный в концлагере в Германии в конце войны, разыскал отца через много лет…

16 сентября

Родился желанным. Хотя и в неволе

Раскрыв удостоверение малолетнего узника фашизма, Иван Николаевич поведал нам историю своего рождения.

13 апреля

Письма из гетто. Живи и передай…

Семья 77 лет хранит последние записки от родных, отправленные в Сибирь из Польши, из самого страшного гетто Второй мировой войны.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс