Актуальное

Бег на месте

24 марта 2016 | Газета «Кузбасс»

Утро вечера мудренее, а весна веселее осени

Полгода назад распереживался за Лёху: вдруг показалось, что его оптимизм, который так нравится мне, может дать трещину. Мы поили его чаем, жена угощала сыром, вареньем из жимолости, кроличьим паштетом – фирменными алёхинскими домашностями, он говорил – торопливо, горячась…

Алексей Букатин из промышленновского села Ваганово входит в число людей, по которым я проверяю свои ощущения о происходящем в деревне и сельском хозяйстве. На двоих с женой Машей, когда-то горожанкой, у них дочка Настя, пара красных дипломов ветврачей-гинекологов, опыт работы на крупнейшем животноводческом комплексе области, личное подсобное хозяйство, страсть к беговым лошадям, планы.

Так вот, была середина сентября…
— …когда увольнялся четыре года назад, — сыпал Лёха слова, — как сейчас помню, у меня была зарплата восемь тысяч рублей. А за один из месяцев получил за молоко от двух коров девять тысяч! И понял, что мне намного спокойнее трудиться дома без совещаний, без разборок, без выяснения, кто виноват, кто прав. Решил, что поголовье нужно такое, чтобы мог справиться сам и мог прокормить семью: до восьми дойных коров плюс лошади, о козах тогда разговора не было. Начал развиваться, строиться, увеличивать поголовье…Животноводство – процесс долгий, шесть коров у меня стало только в прошлом году. Сейчас их число сокращаю, потому что несколько лет развиваться было выгодно, но в последний год – резко хуже и хуже. Цены растут на все, только не на молоко. Сдавал по 18 рублей за литр, а сегодня привезли деньги за август по 13 рублей. Полторы тонны молока за месяц, остальное – на выпаивание телят, на свои нужды. Раньше получил бы 25500, теперь — 19500. Минус 6 тысяч за месяц, для меня это не чистая прибыль, это доход, с которого нужно купить корма, солярку для сенокоса, электричество, прочие расходы… Сейчас у меня пять коров, будет еще меньше: коровы стали съедать всё, что с них получаю. Знаю людей, у которых было по шесть-восемь коров, теперь только две. Деревня начинает их массово вырезать. Раньше звонили: коровка не стельная, приезжайте, полечите, потом осеменим. Сейчас этого нет: не стельная – на мясокомбинат! Буквально на прошлой неделе говорил с пастухом: стадо редеет. Потому что в прошлом году покупал овес у фермера прямо со склада по 3 тысячи тонна, в этом году – по 5. Многие вообще перестали коров зерном кормить, на траву и сено перевели, отсюда упало и качество, и количество молока. Я, правда, зерно купил чуть ли не из-под комбайна, овес с ячменем, четыре тысячи тонна. Взял девять тонн, в конюшне один из денников под потолок забит мешками, на год вперед запасся. Но просчитывать сейчас экономику очень сложно… В прошлом году взял рулонник, грузовичок. Нынче хотел построить сеновал, гараж достроить под грузовик – не смог, не хватает денег… Теперь в стране хотят ограничить поголовье в ЛПХ, и все это восприняли чуть ли не как раскулачивание. Но скажут мне: оформляй ИП или сокращай до двух коров – сокращу, а в прошлом году задумался бы… Не задумавшись, продал телят: зачем лишний балласт, мне денег от молока хватало. В этом году все телята, все козлята оставлены. Наращиваю поголовье, чтобы, если прижмет совсем, мог взяться за нож и получить деньги и вложиться во что-то другое. Стратегия примерно такая. Продаю пресс: брал за 190 тысяч, отдаю уже за 170. Все, что ни делается, – к лучшему, живу по такому принципу. Прижмут – вырежу все, оставлю кошку с собакой и пойду искать счастья…
— В этом году – мне всего 28 – начал дергаться глаз. Тик. Все сворачивать? — пошел Лёха по второму кругу. — Посидели с женой, поговорили, по сравнению с прошлым годом нас на колени поставили, ни на что денег не хватает. Весной продал корову, купил 100 шпал – на столбы, на сеновал, они так кучей и лежат… Сидели, сидели: все плохо, надо же что-то предпринимать… Поехал в Анжерку и купил… пони! На последние деньги, за 45 тысяч! Хаммером звать. Вчера меня волоком таскал, такой зверь, метр в холке! Зато теперь не скучно!
Несмотря на такой оптимистичный финал, разговор меня расстроил. Но подумал тогда: утро вечера мудренее, посмотрю, что Алексей будет говорить по весне.
И вот – середина марта…
Сразу его и спросил: что-то изменилось?
— Не скажу, что ситуация стала намного лучше, просто мы привыкаем к этому, — зачастил Алексей. — Приходится жестче считать доходы и расходы, урезать аппетиты. Мы с женой поймали себя на мысли, что начинаем привыкать к другому образу жизни. К бегу на месте… Ничто не развивается, все замерло, цена на продукцию не растет, зато растут расходы. Было четыре коровы и нетель, получится пять – одну буду продавать. Было пять дойных коз, в этом году с первородными будет девять, но продаю и оставлю прошлогоднее поголовье. Четыре взрослых вьетнамки (вьетнамские свиньи. – Авт.), 23 поросенка. Но большой перспективы в этом направлении не вижу. Все берут свинок, хотят разводить. У меня сразу вопрос: куда через год будем девать молодняк? А на мясо никто не хочет растить. Перекупщики такое мясо вообще не берут: спроса нет… Раз прибыли нет – приходится продавать животных. Продам – построю свинарник под белых свиней. По ним перспектив вижу больше, чем по вьетнамцам. Опять же, многие отговаривают: зерно дорожает. Я-то реальной цены зерна не знаю, у меня по осени было закуплено на весь год. А с первого апреля опять солярка подорожает – значит, дороже будут и зерно, и сено. Как развиваться?
Нет, не собираюсь делать выводы о всем агропроме на примере личного подсобного хозяйства Алексея Букатина. Но до последнего времени он был вполне успешным частником, который осмысленно стремился к развитию. И его сегодняшний бег на месте при постоянной риторике об импортозамещении и наращивании выпуска пищевой продукции как минимум заставляет задуматься…

Игорь Алехин.

Другие статьи на эту тему

Поддержка аграриев

Фермеры Кузбасса начали подготовку к предстоящей посевной. Для проведения необходимых мероприятий они получили первый заём в размере 400 млн рублей.

К каждой бурёнке – индивидуальный подход

В Кузбассе выбрали лучшего по профессии среди зоотехников-селекционеров.

Фермерская династия

Таких людей, как Сергей Башмаков, уважительно называют солью земли. Потомственный механизатор основал своё крестьянское (фермерское)…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс