Видная школа
Первая персональная выставка молодых художников-монументалистов Елены Наймушиной и Михаила Галдина открылась в стенах Кемеровского областного художественного колледжа.
Почему именно здесь? Окончив это учебное заведение в 2008 году, в 2009-м ребята поступили в прославленный Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. И вот через шесть лет, получив престижные дипломы, они решили в знак благодарности родному городу и здешним педагогам привести в Кемерово свои работы и показать, чему они научились в северной столице. Выставку, ставшую, по сути, их первым масштабным высказыванием о себе, назвали «Школа».
«Арлекин», «Испанка», «Военный санитарный поезд», «Гамлет»… Кемеровскую экспозицию составили 30 работ Елены и Михаила, написанные ими в разные годы в Санкт-Петербурге. Безусловно, произведения эти во многом еще ученические, и местные профессиональные художники да и педагоги училища при желании смогут найти в них недочеты. Однако это не отменяет главной ценности выставки: она показывает развитие молодых авторов, их творческий путь от ремесла к высокому искусству.
– Для нас эта обратная связь с нашими успешными выпускниками очень важна, – признается преподаватель истории искусств Кемеровского областного художественного колледжа и куратор выставки Елена Галаганова. – Потому что их личные истории тоже своего рода школа для наших нынешних студентов. Мы гордимся ими, следим за их творчеством. Кстати, в прошлом году у нас еще трое ребят в этот же институт поступили.
Различать
50 оттенков серого
Отчетные пленэры в Пушкиногорье и Крыму, поездки в Псковский и Новгородский кремль, в Финляндию и Китай, регулярные штудии – все эти пункты обязательной программы должны были пройти Елена и Михаил в ходе обучения в Питере. Да еще и сотни вариантов отработать, чтобы в итоге воплотить на холсте задуманное.
– Ребята учились вместе в мастерской монументальной живописи у известного профессора, академика Александра Быстрова, – объясняет Елена Захаровна. – Требования у него жесткие, к концу мало кто доходит, а троечников там не держат. К примеру, студент должен научиться видеть все 50 оттенков серого, коричневого, красного и так далее. Потому что, как правило, те, кто не чувствует, в дальнейшем не смогут справиться с цветом. Такая логика у преподавателей высшей академической школы.
Ну, и диплом у художников-монументалистов по требованию столичных мэтров должен получиться «монументальным», на работу над ним отводят целый год, и в итоге должно получиться большое произведение, состоящее из пяти, шести, а то и больше холстов. Историзм, эпохальность, масштабность – монументалисты не мелочатся, не размениваются, работают с большими темами и в больших форматах. В отличие от станковистов они специализируются на «росписи» стен и фасадов зданий, больших залов, храмов…
Свобода творчества
и безграничность планов
– Конечно, мы видим, как Лена и Миша выросли за эти годы, – отмечает Елена Галаганова. – Лена всегда была очень трудолюбивой, себя не жалела, она с большими амбициями, и когда они учились здесь, была во многом интереснее Михаила. Но сейчас и Миша очень силен стал, заговорил по-настоящему, проявился.
В Кемерово на вернисаж они не смогли приехать, потому что сейчас готовятся к участию в молодежной выставке Союза художников Санкт-Петербурга. Но на открытии экспозиции у нас были их родители.
К слову сказать, Елена и Михаил в качестве монументальных живописцев уже выполнили несколько социальных заказов. Они трудились над витражами для детской библиотеки в Кронштадте, в детском центре искусств в Белоруссии, помогали делать фрески для Валаамского монастыря и иконостас одного из храмов монастырского комплекса. Немало их работ уже находится в частных коллекциях за границей. И планов на ближайшее будущее тоже много: вступить в Союз художников России и попасть в европейские галерии.
Полина СПИРИДОНОВА.