В добром соседстве с природой
Шорский национальный парк был создан в целях сохранения уникальной природы нашего края и развития условий для организованного отдыха. О том, какими делами и надеждами в сотрудничестве с национальным парком сейчас живет коренное население Таштагольского района, рассказывают члены общественной организации «Таглыг Шор» (Горная Шория).
Привыкли к самостоятельности
Многие шорские поселки труднодоступны, добраться до них можно только по реке Мрассу в судоходный период, а в остальное время года – на вертолете. «Поэтому люди здесь привыкли кормиться своим трудом, у большинства семей – огороды, свое хозяйство», – объясняет выборный старейшина деревни Александровка Геннадий Тепчегешев. Шорцы издавна называют эту уважаемую должность звучным словом «паштык». Обязанности такого выборного представителя местного самоуправления – от улаживания семейных конфликтов земляков до их трудоустройства.
Одна из острейших нынешних проблем – электрификация населенных пунктов. «В начале февраля прошлого года в поселке Эльбеза состоялось открытие станции, которая работает на солнечных батареях, – напомнил Геннадий Тепчегешев. – Однако осталось несколько десятков поселков, где нет электрического освещения. И это одна из причин, по которой молодежь стремится уехать из родных мест. Так ведь всегда было: школа, электричество в далеких селениях – основа жизни. Да, существует программа по установке солнечных модулей, но она, конечно, не может быть реализована в кратчайшие сроки. И тем более отрадны такие факты самостоятельного решения проблемы, как, например, установка солнечной батареи Федором Кадымаевым в поселке Верхний Анзас. Мощность оборудования пусть небольшая, однако на круглосуточное питание лампочек, на телевизор хватает. И это пример того, как трудолюбивый человек всегда стремится что-то сделать сам».
Можно ли переселить бобров?
«У шорцев с рождения воспитывается бережное отношение к природе. «Не брать ничего без меры» – про это знает и охотник, и рыбак, – отмечает Геннадий Атконов, член совета общественной организации «Таглыг Шор».
Он же особо коснулся некоторых проблем, в решении которых заинтересовано коренное население:
«В свое время при формировании границ Шорского национального парка были определены, как и положено, особо охраняемая зона, зона ограниченного хозяйственного использования, рекреационная и зона хозяйственного назначения. Понятно, что на территории особо охраняемой зоны запрещены охота и рыбалка, сбор дикоросов и заготовка леса. Однако, как показывает практика, в некоторых территориях особо охраняемая зона вплотную примыкает к поселениям – то есть начинается, к примеру, сразу за огородом. Речь о том, чтобы рассмотреть возможность формирования более обширной зоны хозяйственного назначения – там, где это географически необходимо, конечно.
И еще одна существенная проблема. Лет 15 как в наши края заселили бобров, которые, надо сказать, прежде здесь не обитали. И, похоже, такая реконструкция природы приносит неожиданный результат… Трудолюбивые зверьки, как и положено, принялись строить плотины и запруживать реки, а в итоге реки мутнеют, дно затягивает ил, рыбы стало водиться намного меньше. Помочь сохранить природный баланс может только объединение усилий специалистов».
Сила человека – в корнях
«Душой народа всегда остается язык, ведь в нем заложено отношение к миру, к природе, нравственные традиции, мудрость старших. Поэтому очень важно, чтобы дети знали свой родной язык, – убеждена Мария Идигешева, паштык общественной организации «Таглыг Шор». – Возрождение национальных корней шорцев происходит как раз в последние десятилетия. Событием стал первый съезд шорского народа, который состоялся в 1990 году. В июле нынешнего года отметил тридцатилетие народный шорский фольклорно-этнографический ансамбль «Чылтыс», руководитель которого Раиса Торчакова – настоящий энтузиаст. Уже 25 лет радует земляков своим творчеством наш ансамбль «Ак чайак». А как ждут эти ансамбли в селах, куда мы приезжаем с концертами!
Один из главных вопросов, о котором чаще всего говорят люди, – необходимость сохранять в селах начальные школы. Ведь детям хотя бы лет до десяти-одиннадцати, когда формируются основные привычки, усваивается родной язык и уклад жизни, надо быть рядом с родителями. Сегодня школа-интернат располагается в городе Таштаголе, но если организовать ее, к примеру, в поселке Усть-Кабырза, это для ребятишек было бы ближе и к дому родному, и к природе. Важно передать детям обычаи, навыки, родной язык, ведь сила человека в его корнях».
Надежда НИКОЛАЕВА.