Соцсети:
Актуальное

Чао, год Козы. Здравствуйте, козы!

30 декабря 2015 | Газета «Кузбасс»

Удивительно красивое завершение года Козы: полсотни козоводов и около-козоводов в самом козьем Промышленновском районе с разговорами о будущем кузбасского козоводства. Признаться, раньше о таком я даже и не мечтал.

Самый перспективный район

Семинар проводил агропромышленный кластер Кузбасса, козоводство выбравший одной из точек приложения своих сил. Местом встречи стал Промышленновский район: именно здесь в последнее время количество коз множится невероятными темпами, тремя-четырьмя десятками зверушек уже никого не удивишь.
Толчок козьему буму дал местный кооператив «Согласие», два года назад решивший в придачу к коровьему собирать и молоко коз. Закупочная цена почти втрое превышала цену молока от буренок, часть селян тут же сосчитала экономику мелкотоварного производства, делающего ставку на коз, и за кратчайшее время объемы собираемого молока выросли с нескольких литров до полутонны. За этот год будет закуплено около 50 тонн козьего молока, в плане на следующий – 80 тонн.
Перерабатывая это сырье в масло, сметану, сыры, «Согласие» пробилось со своей «козьей» линейкой продуктов в торговые сети, наполучало дипломов на выставках, вплоть до всероссийских, стало знакомить кузбассовцев с новыми местными продуктами.
«Козья» тема очень хорошо легла на задачи по импортозамещению, лозунг «Ешь, пей свое!», стремление к здоровому питанию и даже стала перерастать рамки мелкотоварного производства. Так, на семинаре были замечены сразу два агромонстра – гендиректор ЗАО «Провинция-Ресурс» Александр Лобанов и Александр Сухинин, директор группы компаний «Деревенский молочный завод». Первый по весне завез полторы сотни племенных коз, планирует увеличить дойное стадо вдвое и выпускать твердые сыры. Второй не скрывает планов о ферме в две тысячи коз.
На удивленное: «Зачем?» – Лобанов ответил:
— Я что, считать не умею? Посчитал себестоимость и цену реализации, вот тебе и бизнес. И совершенно пустая ниша, особенно по козьим сырам… Сейчас есть только мелкотоварное производство, сыр продают, как самогон, а цивилизованной продажи-то нет… У меня получается ферма хорошего российского уровня. Смотрел в Германии, где только что был, – у меня лучше…

Сказки старого профессора

Иван Дегтяренко – профессор Новосибирского государственного аграрного университета, автор двух пород овец, один из инициаторов создания новосибирской общественной организации козоводов-любителей, соавтор программы развития овцеводства и козоводства в Новосибирской области.
Выступая перед кузбасскими козоводами, профессор знакомил не только с азами содержания и разведения коз, но и проблемами, с которыми сталкиваются наши соседи. Одна из первейших – отсутствие покупательского спроса, связанного в первую очередь с незнанием пользы козьего молока. Здесь, по Дегтяренко, хороши все пропагандистские способы от системного привлечения средств массовой информации до индивидуальной работы. Так, он вместе со студентами на региональной выставке-ярмарке буквально заставляет дегустировать козьи продукты не только мелкое чиновничество, но даже представителя президента. Совсем недавно, в ноябре, споили 40-миллилитровыми стаканчиками 13 литров козьего молока и скормили порциями на зубочистках 9,5 кило сыра.
А вот несколько агиток от профессора.
Одна его дипломница семь лет не могла родить. Все ее беременности рассасывались на самых ранних стадиях, ибо «у всех живородящих от мышки до женщины есть критические периоды беременности». И он порекомендовал, следуя советам английских ученых, пить парное козье молоко по особой методике. Через некоторое время, естественно, родился мальчик, и не было счастливее родителей на свете…
А другой студентке врачи сказали, что у ее дочки такая жуткая аллергия, что нужно быть готовой к потере ребенка. И опять спасло козье молочко, и опять случилось счастье…
Я, человек недоверчивый и противный, старался сдержать хмыки и понимающе переглядывался со знакомым козоводом, несколько лет назад получившим красный диплом коровьего гинеколога: и сказки, и легенды нужны, если они льются на мельницу козоводства. Тем более, если в них верят.
Впрочем, у любого козовода со стажем таких чудесных историй полон карман.

Хорошо, где нас нет

Здесь, в Промышленной, наконец познакомился с Галиной Прокопьевой, козоводкой из Томской области, о которой давно наслышан.
Коз она завела 15 лет назад – для ребенка-аллергика. Бизнесом они стали всего два года назад, когда она выиграла пятимиллионный грант на создание семейной козьей фермы, начав вместе со своими грациозными зааненками (зааненская порода коз считается в мире самой молочной) победное шествие по газетам и телеканалам. К ней даже приезжал прошлый министр сельского хозяйства, гладил козявок, говорил что-то поощрительное.
Сейчас у Галины три сотни дойных коз, по бизнес-плану нужно довести поголовье до четырехсот. Рассказывает, что самой серьезной проблемой стало отсутствие спроса на молоко, и пришлось срочно вкладываться в переработку. Общие вложения уже достигли сорока миллионов рублей, страшным грузом висят 19 миллионов кредитов. Но она устало улыбается: «Остановиться нельзя. Только вперед».
Я вспомнил прочитанное где-то, что к приезду министра ей пришлось выложить три миллиона на строительство дороги к ферме. Галина поправила: три с половиной… Сказала, как жалко было тратиться на этакую роскошь, как гневно топал на нее, несознательную, один из местных начальников…

Немножко личное

Нашу первую козу Машку я купил два десятка лет назад, чтобы избавить от дисбактериоза младшего сына. Через семь лет нам пришлось две первые недели выпаивать козьим молоком старшего внука… Первому сейчас двадцать один, второму – тринадцать, оба любят пить парное молоко из огромной пивной кружки практически в любых количествах. Недавно узнал от мамы, что моя бабушка коз держала не для детей, а для деда, рубцуя молоком его язву…
Со временем мы научились изготавливать почти всю козью продуктовую линейку от сливок, йогурта, сметаны до паштета, и в этом году за лето наморозили молока и сыров на всю зиму.
Козы у нас не для бизнеса. Мы получаем от них натуральные и экологически чистые продукты для себя, для наших детей, для наших внуков. Это умеренные физические нагрузки и определенный ритм жизни, который я очень ценю. И в общении они гораздо приятнее, чем большинство людей.

Сумасшедшая любовь

Тем, кто вдруг решит, что козы – панацея от кризиса, на всякий случай расскажу про любовь.
К той козоводке мы попали в конце лета вместе с моей женой. Хотели купить козлика, позвонили, у нее был хорошо поставленный интеллигентный голос, внушающий доверие.
Хозяйка, старушка за семьдесят, о козах говорила восторженно, как пятнадцатилетняя девушка. Это они спасли ее от остеопороза, это они дают ей жизненные силы, без них ей свет не мил. Полугодовалый козленыш выглядел двухмесячным, был диковат, тощеват, мелковат. Скорее всего, это было следствием инбридинга и прочих нарушений канонов. В соседней городушке на нас пялились то ли семь, то ли восемь взрослых козлов, накопленных хозяйкой за шесть лет козоводства. В другой городушке толпились два десятка коз всех возрастов и окрасок. Хозяйка рассказывала, что на прокорм животных уходят обе пенсии и кредиты, что молоко не продавала, а дарила. Что теперь коз практически не доят: нет сил, но убивать жалко, ведь она их любит.
Моя жена пыталась давать советы: срочно продавайте, иначе они вас съедят. Не продаются – отдавайте даром! Старушка плакала: как я без них? Старушкин дед, божий одуванчик, дитя, если не врал, блокады, тихонько, чтоб не услышала хозяйка, кивнул в сторону коз:
— А они вкусные? Я бы поел…

Наивно оптимистическое

Но, конечно, в завершение хочется оптимизма. Поэтому повторюсь: еще несколько лет назад даже не мечтал об оживлении, наблюдаемом сегодня в козоводстве Кузбасса. Хочу верить, что оно даст плоды. Что молчание пустых стаек разорвут детские голоса козлят. Что внуки будут пить парное молоко и расти здоровыми. Что крупные козьи фермы и фермеры помельче накормят Кузбасс удивительно полезными и любимыми мной продуктами. Что всем будет счастье.
Почему бы не быть таким без-удержно наивным оптимистом хоть раз в году?

Игорь Алёхин.

 

Другие статьи на эту тему

К каждой бурёнке – индивидуальный подход

В Кузбассе выбрали лучшего по профессии среди зоотехников-селекционеров.

Фермерская династия

Таких людей, как Сергей Башмаков, уважительно называют солью земли. Потомственный механизатор основал своё крестьянское (фермерское)…

Ферма с нуля

За пять лет на господдержку фермеров в Кузбассе направлено более 135 миллионов рублей. Одним труженикам своевременная помощь позволила начать фермерство с нуля, другим нарастить масштабы уже имеющегося агробизнеса.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс