Земский доктор поедет в пгт!
В 2016 году областной департамент здравоохранения планирует привлечь на кузбасское село не менее 60 врачей, включая узких специалистов
Что изменится?
Напомним: программа «Земский доктор» реализуется с 2012 года. Первоначально на получение миллиона рублей могли рассчитывать только молодые (до 35 лет) врачи, поехавшие работать в села. А с 2016 года возрастной ценз для потенциальных миллионеров поднят до 50 лет. В число территорий, на которые будет распространяться действие программы, включены поселки городского типа. В пользу регионов меняется и пропорция софинансирования выплат: теперь они будут на 60% наполняться за счет федерального бюджета, а остальные 40% добавит областной бюджет (ранее пропорция была 50 на 50).
Благодаря «Земскому доктору» в села Кузбасса уже удалось привлечь 95 врачей. Самый большой приток отмечался в Кемеровском районе (18 докторов), Новокузнецком (15) и Крапивинском (12).
Правда, шестеро из 95 новоиспеченных миллионеров нарушили условия контракта и поменяли место работы. Трое вернули деньги в добровольном порядке, еще трое – через суд.
А общая укомплектованность сельских медучреждений врачами за эти четыре года… уменьшилась с 59,6% до 56,7%. В основном за счет выхода специалистов на давно заслуженный отдых (многие «убывшие» отработали в больницах по 10-20 лет, уже будучи пенсионерами). И если бы не «земское» пополнение, ситуация в кузбасских деревнях была бы сейчас аховой. Ведь селяне, которых покидает единственный врач, вынуждены обращаться за помощью в лучшем случае в соседнюю территорию.
Ожидаемый эффект
«Планы по привлечению специалистов в программу «Земский доктор» Кузбасс перевыполняет, – подчеркивает начальник управления делами и кадрами департамента охраны здоровья населения Лилия Ганиева. – В 2014 году, например, исходя из возможностей Федерального фонда обязательного медицинского страхования и областного бюджета, нам утвердили квоту на четырех врачей. А мы привлекли 14. В прошлом году планировали привлечь 30, а деньги сумели найти на 31. Конечно, дефицит кадров испытывают не только врачебные амбулатории и участковые больницы. В центральных районных больницах их тоже не хватает. Но в нашем урбанизированном регионе нет ни одной ЦРБ, которая располагалась бы в сельской местности, территориально все находятся или в поселках городского типа, или в городах. И мы очень рады, что со следующего года действие программы распространится на пгт. Наконец-то мы сможем укрепить районные больницы, привлечь туда не только врачей первичного звена, но и узких специалистов. Ожидаемый приток кадров в сельскую медицину составит не менее 60 человек».
Радует сотрудников департамента и снижение финансовой нагрузки на регион. Ведь если бы условия остались прежними и область выделяла бы каждому врачу из своих средств на 100 тыс. руб. больше, пригласить в село в следующем году смогли бы только 48 потенциальных миллионеров. А что такое плюс 12 мотивированных вакансий? В теории они могут полностью закрыть потребность во врачебных кадрах, например, в Яйской ЦРБ, где сегодня не хватает 10 докторов. Или в Ижморской ЦРБ, где требуются 13 врачей разных специальностей…
Резервы доступности
В государственных и муниципальных больницах Кузбасса сегодня не хватает около 3400 врачей. А сертификаты на врачебную деятельность в этом году получили только 465 молодых докторов, окончивших Кемеровскую медакадемию. Работать в государственные и муниципальные больницы области пошли еще меньше: 187. Остальные устроились в частные медучреждения или выехали за пределы области (многие обучались по целевому набору от своих регионов).
Наибольший дефицит кадров ощущается в Чебулинском и Гурьевском районах. Но и в городах остро не хватает анестезиологов-реаниматологов, гастроэнтерологов, неонатологов… Не потому, что они переехали в села: их нет в принципе. И если не увеличить набор в медицинские вузы, число вакансий в больницах будет только нарастать.
Есть и другой резерв для повышения доступности медицинской помощи. Поясняю на примере. Нынче летом потребовался развернутый анализ крови. Пришла к терапевту, а она выписала направление… к узкому специалисту. Чтобы тот выписал направление на анализ. Не логичнее ли идти к «узкому» уже с результатом, не отвлекая его промежуточным посещением? Да и свое время тратить на еще один «диспетчерский» визит в поликлинику мне было жалко. «Таков порядок», – ответила терапевт.
Кто его установил? Тот, кто понятия не имеет о нехватке врачей и об очередях к узким специалистам?..
Валентина АКИМОВА.
Лариса ТОКАРЕВА,
зам. главврача ЦРБ Кемеровского района:
– Привлекательность нашего учреждения для «миллионеров» понятна: большинство из них остались жить в Кемерове, а в села ездят работать. В состав ЦРБ входят 13 врачебных амбулаторий, и благодаря программе «Земский доктор» мы их очень хорошо укомплектовали. Приняли не только терапевтов и педиатров, но и акушеров-гинекологов, стоматологов… Сняли острую проблему в Арсентьевской врачебной амбулатории. Теперь там работает врач общей врачебной практики, жителям не нужно по каждому поводу ехать за десятки километров в ЦРБ.
Ярослав МАСЕНКО,
главврач ЦРБ Яшкинского района:
– В поликлинике нашей ЦРБ пять из шести терапевтических приемов ведут фельдшеры. И ряд «узких» направлений мы закрываем фельдшерами: у нас работают фельдшер-нарколог, фельдшер-травматолог, фельдшер-дерматовенеролог… Очень рассчитываю, что выплаты в размере миллиона рублей позволят привлечь в Яшкино специалистов с высшим медицинским образованием.
А вот к увеличению возрастного ценза для «миллионеров» я отношусь скептически. К 50 годам люди, как правило, уже находят свое место в жизни. Если зрелый врач готов поменять работу и переехать, у него, скорее всего, или характер сложный, или проблемы с дисциплиной. Впрочем, такие варианты, как развод, после которого человек остается без жилья, или переезд соотечественников из ближнего зарубежья, тоже возможны.
Виталий ВОЛОБУЕВ,
главврач ЦРБ Тисульского района:
– Нам сегодня срочно требуются оперирующий акушер-гинеколог, невролог, хирург-травматолог и еще десяток специалистов. В прошлом году человек десять претендентов не доехали до Тисуля только потому, что мы не могли предложить им «земский» миллион. Так что на 2016 год я возлагаю очень большие надежды.
А то, что земский врач «повзрослел», на мой взгляд, плюс: в таких удаленных территориях, как Тисульский район, очень нужны специалисты с большим опытом работы. Ситуации возникают разные, мы должны сохранить жизнь и здоровье пациента до тех пор, пока не прибудет помощь по санавиации. Поэтому даже при нынешнем дефиците кадров мы в первую очередь смотрим на то, чувствует ли новый врач ответственность за пациента. Если для него важнее большая зарплата или другие мотивы, расстаемся. В течение года к нам безо всяких миллионов устроились пять докторов, а остались в итоге трое.
Елена БОРИСОВА,
главврач ЦРБ Гурьевского района:
– Обидно, что программа «Земский доктор» и на этот раз прошла мимо нашей ЦРБ, расположенной на территории Гурьевска. Очень надеюсь, что ее сохранят еще на несколько лет и включат туда маленькие бедные города…