От озера печали до островка надежды
В конце сентября этого года, когда бабье лето еще радовало теплой погодой, в небольшом селе Кулебакино случилась беда. В местном озере утонула Анастасия Дубова, мать пятерых детей. Всего 31 год был Насте.
Что скрыла вода?
На днях в Кулебакино к родным Насти приезжал следователь. Доложил, что никакого криминала в той трагедии не было. Просто несчастный случай. Хотя ползли по селу разные слухи: мол, кто-то «помог» несчастной утонуть… Не могла и сама Настя свести счеты с жизнью, оставив на произвол судьбы своих деток. Ведь старшему сыну всего 14 лет, а младшей дочке — годик. Любила Настя детей, и они ее очень любили.
Отцы у детей тоже есть. Настя дважды была замужем. С первым мужем брак был законным, официальным. Но штамп в паспорте не скрепил семью: развелись.
Второй брак был гражданский и… неравный. Муж намного старше Насти. Но дети и от него были для Насти не случайными, а желанными. Носят фамилию и отчество своего отца.
На материнский капитал купила Настя дом в Кулебакино. С большой усадьбой, со стайками. Последние не пустовали. А как же в селе без живности? В общем, была Настя и хорошей мамой, и не ленивой хозяйкой. Другой вопрос: была ли счастливой женой? Сама уже не скажет. А люди опять же говорят разное…
Не будет казенного дома!
Оплакали Настю, похоронили рядом с могилой ее мамы. Самой Насте было всего пять лет, когда та умерла от сердечной недостаточности. Настя – средняя дочка. А были еще старшая, девятилетняя, Наташа и младшая Оксана. Но вопрос о детском доме тогда и не поднимался. Овдовевший Василий, отец девочек, сказал, что сам воспитает дочек. И никому их в обиду не даст. Так и было.
А вот с детьми Анастасии другая ситуация. У них разные отцы. У бывшего законного мужа уже другая жена. Да и не питал он особой любви к своим детям. И после похорон Насти не пожелал взять их к себе. Гражданский муж – человек свободный. Но условий для содержания и воспитания детей у него нет. Сейчас вообще не работает, состоит на учете в центре занятости. А там пособие мизерное.
Так с кем же будут дети? Неужели отправятся в детский дом?
— Нет, нет и нет! – так сразу и скажет старшая сестра Анастасии Наталья. Ей 36 лет, и она сама многодетная мама. У Натальи и Евгения Дубовых трое детей.
Да, фамилии у сестер были одинаковыми. И не девичьи. Потому что первый муж Насти и муж Натальи – братья. Выходит, что старшие дети Анастасии для Евгения еще и родные племянники. Но не только поэтому он был единодушен с женой, что нельзя отдавать детей в казенный дом.
— Все они нам свои, родные, — так скажет мне при встрече Евгений. А Наталья вновь напомнит: — Ведь наш папа не отдал нас в детский дом, когда мама умерла.
Отцы детей написали заявления, что не возражают против того, чтобы Наталья стала опекуном. Это вовсе не «отказные» документы. Есть такая форма, когда заявления пишутся кем-то из родителей, не имеющих в настоящее время возможности воспитывать и содержать детей.
Отцы-то не возражали, а вот некоторые соседи Дубовых и звонили, и приезжали в районный отдел опеки и попечительства.
— Только ради денег берет Наталья детей. Своих бы на ноги поставила. И вообще не справятся Дубовы с такой ношей, — говорили «доброжелатели».
На каждый роток, как говорится, не накинешь платок. Начальник отдела Ирина Овсянникова и специалисты не раз встречались с Натальей и ее семьей. Посоветовали Дубовым переехать в дом Анастасии. Пятерым братишкам и сестренкам родные стены лучше помогут пережить беду. Да и скотинка ухода требует. Ведь гражданский муж после похорон Насти сразу ушел из дома, сказав: «Я ни на что не претендую. Пусть всё остается детям». Хотя дом был приобретен на материнский капитал Насти. А трех овец из одиннадцати этот муж все-таки взял. Но корову оставил. Свое молочко пьют ребятишки.
Родительские права
После трагедии с Настей Дубовы и впрямь разбогатели, как утверждают иные соседи. Было трое детей, а стало сразу восемь! Что же касается денежной стороны вопроса, то еще ни рубля Наталья не получила. Что и обещают к Новому году, так это пенсию на детей по потере кормильца. На каждого чуть больше семи тысяч рублей. А прожиточный минимум для детей сейчас составляет 9478 рублей.
Что же касается опекунского пособия и льгот, то их у опекуна Натальи Дубовой нет (но это пока отцов детей не лишили родительских прав). Алиментов на старших племянников Наталья тоже не получает.
Отцов детей вызывали на комиссию. Бывший законный муж по всем, явно не отцовским, показателям претендует на лишение его родительских прав и отстаивать их не собирается. Что же касается второго отца, то для него (так, во всяком случае, показалось членам комиссии) лишение прав на детей – трагедия. Он вызвался платить за детский сад за своих двоих ребятишек. И заплатил. А в садик ходят еще двое детей Натальи. Плата за каждого — 1200 рублей.
С садиком, как говорит Наталья, повезло. Без всяких проблем туда устроены ее родной годовалый сынишка Ванечка и годовалая племянница Наденька. Вот поэтому Наталья и не оставляет работу в соцпомощи. Правда, попросила, чтобы ее перевели на полставки. Пять тысяч рублей, которые она получает за обслуживание престарелых кулебакинцев, совсем не лишние.
«Крутится, как белка в колесе» — это как раз про Наталью. Еще бы: четыре школьника, четыре детсадовца. А еще дом без удобств. А еще хозяйство. Только крупнорогатых голов одиннадцать, включая буренку. Есть и овцы, и свиньи, и гуси, и куры. И кто-то еще будет говорить, что на деньги позарились Наталья с Евгением, взяв в свой дом пятерых детей?! Типун на язык злопыхателям.
Что им стоит дом построить?
Сейчас Дубовы живут в доме, который покупала Настя. Восемь детей и трое взрослых. Да, трое: после того, как сгорел дом у матери Евгения, она перебралась к сыну и снохе. Рада бы помочь и по дому, и по хозяйству, но не может, потому что больна. За ней самой уход нужен.
Но Наталья не отчаивается и не жалуется. Глядя на нее, улыбчивую, ухоженную, симпатичную, стройненькую, даже и не скажешь, что спит она по пять часов в сутки. А иначе просто ничего не успеет.
— Настя тоже не жаловалась. Мне-то хоть с мужем повезло, а Настя только детьми и была счастлива. Ничего, все наши восемь детей тоже счастливыми будут. Для них мы новый дом построим! – уверенно говорит Наталья.
Правда, строить дом Дубовы начали уже давно. Взяли ссуду в государственном предприятии «Сельский дом», надеялись, что потянут. Ан нет! Не рассчитали материальных возможностей. Застыла стройка, хотя уже и под крышей. Четыреста тысяч рублей еще не возвращены «Сельскому дому». А о нынешнем бюджете семьи я уже говорила: пять тысяч получает Наталья, восемь – Евгений (он кочегар в местной котельной). Есть еще пенсия Натальиной свекрови, чуть более 11 тысяч рублей. И это на 11 человек! Спасает только свое хозяйство.
Родные отцы детей, конечно, в строительстве благоустроенного дома в двух уровнях этой семье не помогут. А люди добрые? Их-то куда больше, чем недоброжелателей. Кто-то из настоящих друзей Дубовых рассказал о них в «Одноклассниках». Наталья уже получила посылку с детскими вещами и игрушками. Всем, конечно, спасибо! Всё будет носиться. Однако при всей экономности, хозяйственности и расторопности многодетных родителей им катастрофически не хватает денег. Но при этом даже недостроенный дом для Дубовых — что островок надежды.
И сейчас они умеют находить повод для маленьких праздников. Вот, например, Наденька, увидев Наталью, радостно произнесла:
— Мама! Мама!
Наталья тут же подхватила племянницу на руки, расцеловала:
— Доченька моя!
Старшие дети, помня свою маму, зовут Наталью тетей. Но ведь и тетя она тоже лучшая!
Галина Бабанакова.
Гурьевский район.
P.S. Всего один детский дом остался в Гурьевском районе. В нем 21 ребенок. Как хорошо, что дети Анастасии не увеличили это число!