Игра на публику: не всегда в выигрыше
У подруги дочь-подросток выпрашивает на Новый год монопод — палку для селфи (фотографирования самой себя). Весь мир сейчас на этом повернут, вот и ей хочется запечатлеть себя везде и всюду: в школе, с подругами, на тренировке, за игрой в снежки…
Между тем родители многих современных детей переживают «селфиманию» своих чад довольно остро: им не нравится жизнь на виду у всех, бесконечные «луки» в соцсетях…
Технический прогресс отменить невозможно, а уж запретить что-то подростку — тем более.
В нынешнем запутанном лабиринте смешения личного и публичного ищем выход вместе со Светланой Добровольской — педагогом-психологом, руководителем кемеровской консультационно-тренинговой компании «Траектория Роста».
«Что поделать, с появлением социальных сетей наша жизнь стала более публичной, — признаёт она. — Но тут возникает логичный вопрос: стоит ли выставлять свою жизнь напоказ миллионам людей, а если и показывать, то что именно? Начнём с того, что сами гаджеты, интернет, социальные сети вошли в нашу жизнь как неотъемлемые ее части. Поэтому запрещать ими пользоваться — значит вызвать на себя реакцию агрессии и недопонимание со стороны ребёнка».
По мнению Светланы, специалиста по сплочению коллектива и «раскрытию» в нем детей, современные гаджеты и интернет — это не только средства развлечения и общения, но и новые возможности развития личности, и источник полезной информации. И просто необходимо правильно воспользоваться этими возможностями.
«Донесите до ребёнка, что мнение людей о нас как о личности в социальной сети формируется как раз по личным фотографиям и личным высказываниям, — объясняет психолог Добровольская. — Наполнение личной страницы в социальных сетях является одной из первичных характеристик ее владельца, поэтому нужно обдуманно наполнять ее. Фотографии, связанные с путешествиями, хобби, достижениями, — это одно, а жеманные позы с надутыми губками — совсем другой образ, который формирует другое отношение к человеку. Спросите у своего ребёнка: как он хочет, чтобы его воспринимали окружающие? Ведь главная потребность подростка — найти свое место в обществе, быть «значимым», получить признание своей ценности среди сверстников. Задача же родителей — научить ребёнка самостоятельно фильтровать информацию, идущую к нему из социальных сетей, а также ограничивать доступ в свою личную жизнь через публику-
емую личную информацию».
Светлана советует родителям почаще интересоваться кругом друзей своего ребенка, просматривать и обсуждать вместе с ним значимые для него темы в социальных сетях. А через анализ фотографий других людей можно прийти к совместному выводу: что вызывает искренний интерес окружающих и что смотрится просто нелепо.
И еще. Хорошо бы донести до взрослеющего чада, что чрезмерная «общительность» в социальных сетях может представлять и опасность, когда дело доходит до размещения телефонных номеров, географических тегов и домашних адресов. Риск несут в себе селфи, где виден «говорящий» задний фон снимков. Многие подростки попросту не задумываются о том, какие персональные данные они могут предать огласке, размещая снимки, которые становятся общественным достоянием. Например, фотографии, сделанные в любимых местах, подскажут любому, где ребенка можно найти в пятницу вечером. И на основе одних селфи злоумышленники смогут собрать воедино полный список дел и предпочтений подростка.