Горец
В кузбасской тайге живут люди со сверхспособностями?
Странному современному факту нашлось подтверждение… в архивах 500-летней давности.
Исследователи Вячеслав Кречетов и Виктор Харин, собирая рассказы очевидцев о сверхъестественном в тайге Горной Шории, испытали чувство дежавю… Жители отдаленных поселков стали рассказывать о людях, появляющихся в XXI веке посреди леса в длинном средневековом одеянии, шокирующих аномальными способностями. А заканчивали очевидцы описание словами прадедов: «Они зимой не существуют. Живут только с весны до осени, оживая новой весной…»
— Так я слушал одного, другого, и вдруг осенило: профессор Леонид Кызласов, повествуя об истории Сибири, упоминал однажды свидетельство XVI века, – говорит Харин. – Археолог в него не верил, но…
Коллекция
А началось всё с того, что мысковчанин Вячеслав «загорелся» идеей собрать в Кузбассе коллекцию горных духов, предстающих путнику в разных обликах. Изучая прошлое шорских поселков, быт и традиции, он слышал и о таинственных встречах.
– А потом очевидцем стал я сам. Занимаюсь спелеологией. Мы с товарищем пешком возвращались из пещеры и услышали звон колокольчика. Видим: далеко, навстречу нам, едет лошадь, запряженная в сани. Правит ею мужик в старинном черном длинном тулупе. Ехал он, ехал и… пропал. Мы решили, может, сверток там какой. А подошли, и… Никакой лошади сроду не было. Как прошли мы к пещере четыре часа назад по выпавшему снегу, только наши следы на дороге и остались, – вспоминает Вячеслав.
– То был горный дух, – предположил позже Виктор, тоже интересовавшийся историями о горных призраках, но не полностью веривший в их бестелесность. И с 2012-го
они, выезжая в старые поселки уже вместе, собрали 20 свидетельств…
– Шорцы называют горных духов Лесными людьми, Таежными, Длинными (они могут быть огромного роста). Одеты в старинную одежду, длинную, как в рубища. Это чаще женщины с длинными белыми волосами. А если выходят мужчины, то по одному или двое-трое, – проводит классификацию Вячеслав.
Женщина из Тоза рассказала, как Лесная забрала ее первого мужа. Поехали они с друзьями на лодке отдохнуть. Муж давай на гармошке играть. Начался дождь, всей компанией залезли в палатку. Вдруг за ней какой-то звук, выскочили и перепугались до смерти: на воде у берега стоит женщина в белом. Она тут же исчезла. Шаманка позже объяснила: «В твоего мужа Лесная женщина влюбилась». Прошло время. Муж уехал и пропал. Жена ждала, ждала его, пока не увидела в доме видение: ту же Лесную женщину, присевшую на кровать. Гостья сказала: «Отдай», хозяйка перепугалась: «Забирай, да я даже не знаю, где он». Видение исчезло. Больше она мужа и соперницу не видела…
А охотник, заночевавший на вершине горы, с двух часов ночи до рассвета потрясенно слушал, как проходит мимо… древний обоз. Переговаривались люди, ржали кони, скрипели телеги…
А Александр Торчаков, живущий недалеко от Ортона, видел горного духа у своего дома:
– Белый человек, одет, как из прошлого… Поднялся на гору… Мне не по себе стало. Я спросил у дяди, кого же я видел. Он сказал: «Это из Таежных людей, которые живут только с весны до осени»…
Шаг за шагом
– Есть догадка, объясняющая почти реальность Лесных людей… Я нашел информацию Леонида Кызласова о живших в наших лесах необычных людях, – заявил недавно Виктор Харин, научный сотрудник Междуреченского краеведческого музея, на очередных «Кызласовских» межрегиональных краеведческих чтениях в Хакасии.
Ведь доктор исторических наук Кызласов в свои годы ссылался на путеводитель начала XVI века, на «русский дорожник», включенный австрийским послом Герберштейном в «Записки о Московии». Дойдя до земель восточнее Оби, вытекавшей, как он считал, из Китайского озера, барон описывал невероятное: «От этого озера приходят в большом множестве… люди, лишенные общего всем дара слова. Они приносят… много товаров, драгоценные камни, которые покупаются (другими народами. – Ред.)… Сказывают, что с людьми (теми, немыми. – Ред.) происходит нечто удивительное… Как носится слух, они каждый год умирают 27 ноября… и оживают на следующую весну, около 24 апреля».
– Кстати, Китайское озеро – современное Телецкое… Я установил и древний город, названный в документе (он был на Алтае, недалеко от нас), с его горожанами торговал немой народ, засыпавший на зиму, – поясняет Харин. – Мои поиски показали: мест проживания немого народа вообще было больше. Тот народ, его потомков, я и считаю прозванными у нас горными духами… А что? Человечество развивалось по разным направлениям… А задумавшись об отсутствии речи у немой «ветки» человечества, я как радиотехник скажу: используя мозговой передатчик и приемник, они, возможно, общались (и общаются) телепатически. Или на других частотах. Отсюда рассказы об их гипнотическом воздействии, способности читать наши мысли на расстоянии и, если нужно, внушать страх – ради безопасности обеих сторон… А как они живут – тайна, к которой мы идем по цепочке свидетельств. Мы всё ближе и ближе к разгадке…
Лариса МАКСИМЕНКО.
Фантом или уникум?
– Скорее всего, это были видения из прошлого, разновременные миражи. Наука такую вероятность уже допускает. Хотя причины, как возникают визуальные возвраты в прошлое, до сих пор не изучены, – говорит Борис Васильев, кандидат геолого-минералогических наук, доцент Томского политехнического университета.
– Человек не может впадать в зимнюю спячку. У высших приматов вообще не бывает зимней паузы, – отмечает Валентин Сапунов, доктор биологических наук, профессор из Санкт-Петербурга. – Впрочем, еще Павлов писал: какая-то линия древних людей могла впадать в летаргический сон. По легендам, аборигены Австралии могли впадать в оцепенение. Значит, эта программа у предков была, гены не утеряны… Но достоверных данных, чтобы в наше время такое случалось, нет