Расстрелянный и святой
30 октября – День памяти жертв политических репрессий. Для нашей области эта дата особая, краеведы-энтузиасты регулярно добывают новые сведения, не дают потомкам забыть о Большом Терроре. Так, например, недавно школьники из Тисуля помогли жителю Алтая узнать о последних днях его деда, казненного под Мариинском в 1937 году.
Всю жизнь ждал…
Старшеклассники Тисульской школы №1 под руководством учительницы русского языка и литературы Елены Великих занимаются поисками сведений о репрессированных в страшные годы сталинизма. Известно ведь, что территория Кемеровской области буквально залита кровью замученных и расстрелянных в 30-50-е годы прошлого столетия людей. И однажды поиски случайно вывели ребят на трагическую судьбу священнослужителя.
— Мы зашли на форум в интернете, где люди, которые ищут репрессированных родственников, обмениваются различными сведениями, сообщают о своих предках, просят помочь в поисках, — рассказывает Елена Викторовна. — И увидели сообщение от жителя Алтайского края Игоря Топорова. Он искал людей, которые знают или слышали что-нибудь о его дедушке Евдокиме Васильевиче Топорове, священнике, который когда-то жил в Тисуле.
В этой истории фигурируют три поколения Топоровых: внук Игорь, его отец Вячеслав и отец отца, дедушка Евдоким Васильевич.
Прочитав призыв Игоря на форуме, тисульские школьники связались с ним. Игорь рассказал, что его отец Вячеслав до самой своей смерти ждал возвращения Евдокима Васильевича. Верил, что отец жив, пытался его найти. Вячеслав, будучи ребенком, тоже жил в поселке Тисуль. Он запомнил и тот момент, когда Евдокима Васильевича арестовали, и фамилию следователя — Макаренко. Именно этот следователь и сообщил несчастной семье, что священник арестован на десять лет без права переписки. Чем, вероятно, и убедил мальчика Славу в том, что отец жив.
Потом семья переехала в Алтайский край, а Вячеслав Евдокимович всю дальнейшую жизнь ждал отца. Умер он 1988 году, так и не узнав, что отец расстрелян. Искать деда Евдокима стал уже Игорь Вячеславович. Но только в 1995 году, когда рассекретили архивы, он смог получить сведения о его последних днях. Школьники Тисуля тоже помогли кое-что выяснить. Например, ребята обнаружили, что имя священника не затерялось. Оно сохранилось в документах.
Причислен к новомученикам?
А документы хранят биографию, наполненную страданиями. Вера этого человека, вернее, безверие новой власти, принесло ему неисчислимые беды.
Евдоким Васильевич родился в 1888 году в Самарской губернии. С 1913-го по 1931 год служил протоиереем в селе Введенка Боровского района Кустанайской области. Когда начались гонения на церковь, продолжал сохранять свой приход и нести службу, не принимал новых законов. В газетах «Красная степь» и «Степная заря» 1923-1925 годов пролетарские корреспонденты высмеивали священнослужителя, называли прихожан «духовными овцами», «православными горлохватами», призывали народ к расправе над попом. В 1925 году Топоров был лишен права голоса и не мог участвовать в выборах местной власти. Его пытались выселить из дома, обложили высоченным налогом (то, что ненавистный священник растил восьмерых детей — четырех сыновей и четыре дочери, истязателей не трогало). А тут еще одна беда случилась: в 1926 году у батюшки Евдокима умерла жена. Женщина просто не смогла пережить всего этого ужаса.
В 1931 году Евдокима Васильевича и вовсе арестовали, как сказано в обвинительном заключении, за «невыполнение государственных обязательств». И отправили вместе с семьей в ссылку, в поселок Тисуль. Работал он здесь в артели «Универсал». Ссылка не заставила его замолчать: он продолжал проповедовать христианские заповеди, осуждал советскую власть, говорил о гонении на верующих и на церковь, хвалил старый режим. И какие-то люди донесли на него, а местные сотрудники НКВД арестовали. В обвинительном заключении записано: «В марте месяце 1937 г. клеветал на Советскую власть и партию, распространял клеветнические измышления о гонении на верующих и служителей культа. В июне месяце 1937 г.распространял клеветнические слухи о разорении деревни соввластью и о голоде в колхозах».
Евдокима Васильевича отправили в Мариинскую тюрьму. На допросах он не признал себя виновным, за что и был расстрелян 12 декабря 1937 года в окрестностях Мариинска.
Изучая документы, ученики тисульской школы встретили имя Евдокима Топорова в числе тех людей, которые пострадали за веру и причислены церковью к новомученикам.
И хотя ребята не смогли найти его могилу, они выяснили, что упокоен он именно под Мариинском, в местах массовых захоронений того страшного времени.
Глазами детей
По словам учительницы Елены Великих, они с ребятами, изучая историю репрессированных в Тисульском районе, опирались не только на архивные документы. Многое им рассказали очевидцы тех событий. Эти люди были тогда детьми, но страшные воспоминания не покидали их и в глубокой старости. Большинства из собеседников уже и в живых нет, но потрясенные дети помнят их рассказы. Многие из фактов, которые вспоминали люди, нигде не отражены и не зафиксированы, другая часть уже изучена историками.
Ныне действующий протоиерей Максим Костыря, настоятель Тисульского храм в честь иконы Божией Матери «Троеручица», рассказал о расправе над священниками в 30-х годах прошлого века.
В 1935 году большинством голосов местного населения было решено закрыть Тисульский храм. Колокол увезли тогда в Новокузнецк на переплавку: стране нужен был металл. По воспоминаниям очевидцев, через неделю вынесли из церкви все иконы, священные книги. Кое-что успело спасти население, остальное бросали в костер, пускали по воде. В церковь вошли солдаты и, увидев возле алтаря троих священнослужителей, расстреляли их в упор. Отодрав доски от пола, они сбросили убитых вниз. А еще за год до закрытия церкви солдаты под предлогом необходимости причастить больного в одном из сел отвезли настоятеля церкви отца Николая ночью на озеро Большой Берчикуль, где и расстреляли.
Впоследствии пять лет в здании бывшего храма размещался склад для хранения зерна, а в 1940 году после капитального ремонта — районный Дом культуры. Он существует там и поныне.
В 30-е годы в Тисуль привозили осужденных священнослужителей с территорий нынешнего Кузбасса и других регионов. На Флоре, на месте старого сереброплавильного завода, были казнены около двадцати человек. После войны 1941-45 годов останки убиенных тайком вытащили местные жители и похоронили на Тисульском кладбище.
Валентина Логачева, воспитатель школы VIII вида, ныне пенсионерка, вспоминала, как ее мать рассказывала: «По дороге на кладбище была тополиная роща, в ней также происходили расстрелы. Убитых волокли через дорогу, как собак, закапывали, как попало, некоторых заставляли копать себе могилу, а потом расстреливали…»
Из воспоминаний Семена Николаевича Карпова (умер в 2014 году): «Мне было десять лет, нас вместе с другими осужденными привезли на кладбище, заставили копать могилы. Когда начали стрелять, я упал, и меня завалило трупами. Нас присыпали землей сантиметров на тридцать. Ночью я выбрался и убежал. Не всех, видно, убили, кто-то был ранен, шевелился, умирая, поэтому земля буграми была. Люди боялись ходить».
Монахиня Стефанида (умерла в 2014 году) сохранила такое воспоминание: «Отца Владимира выманили обманом, вывезли за Тисуль, в Ремок, расстреляли. Позже дьякона на площади (где сейчас больница) скинули в кипящий котел, его жену расстреляли…»
Подобные расправы творились по всей области. Священников обвиняли в антисоветской агитации, распространении провокационных слухов; такие обвинения подпадали под ст. 58-10, 11 УК РСФСР – расстрел. На территории Мариинского района располагалась расстрельная тюрьма, где приводились в исполнение приговоры. Среди заключенных Сиблага были и священники, и прихожане, которые даже под страхом смерти не отреклись от христианских заповедей. В годы сталинских репрессий они были сосланы, замучены, расстреляны или умерли в застенках…
Татьяна Фомина.