Нестандартный стандарт
Школы готовятся к введению Профессионального стандарта педагога
В основе — диалог
Напомним, другой стандарт, больше касающийся норм в обучении — Федеральный государственный образовательный (ФГОС), — входит в жизнь российских школ уже давно; в нынешнем году уже в массовом порядке по нему занимаются ученики с первого по пятый класс.
ФГОС поменял представления о том, на каких принципах должно строиться обучение. Если раньше на уроках от учителя требовалось просто внятно изложить материал, а от ученика – внимательно выслушать и прилежно выполнить домашние задания, то теперь, по ФГОСу, отношения ученика и учителя на уроках в принципе должны стать другими. Внедряется так называемый системно-деятельностный подход. Детям отводится роль не пассивных слушателей и потребителей информации, а активных участников процесса. Усваивать материал в диалоге с учителем, уметь самостоятельно добывать информацию из интернета и из книг, работать творчески и заинтересованно — научить ребенка этому может только педагог любознательный и хорошо образованный. А вот как он должен быть образован, что знать и уметь, изложено в виде требований уже в другом стандарте — в Профессиональном стандарте педагога.
Научить учителя
Сначала его планировалось ввести в 2015 году, затем – в 2016-м, в итоге сроки отодвинули до 1 января 2017 года. Это и понятно: для переориентации нужно время.
Требования к педагогам стандарт предъявляет многочисленные и очень серьезные. Глубокие знания возрастной психологии, умение одновременно работать и с обычными учениками, и с одаренными, и со слабыми и многое другое. В том числе – владение информационными технологиями и умение пользоваться ими в классе. Всему этому школьным преподавателям нужно учиться.
Кемеровская школа №19 в нынешнем году стала городской опорно-методической площадкой и призвана курировать работу в этом направлении. Учителя из разных школ будут собираться именно здесь для обучения, так как сама 19-я накопила некоторый опыт, работает над этим уже три года.
Кстати, и по внедрению ФГОСа эта школа тоже была одним из пионеров, и по нему здесь занимаются ученики с первого по седьмой класс, тогда как повсеместно – только по пятый.
Компьютеры в помощь
— Изменения в работе школы в связи с новыми подходами чувствуются? — спросила я у заместителя директора Натальи Баборыкиной.
— Конечно, — ответила Наталья Александровна. – Например, только один из моментов: мы теперь стараемся на уроках использовать новейшие средства обучения. Это веление времени, и мы хорошо понимаем: педагог, который не владеет компьютером, не сможет провести урок так, чтобы нынешним детям было интересно.
У нас много современного оборудования. В начальной школе есть цифровой микроскоп, ноутбуки, интерактивная доска. Микроскоп подключается к интерактивной доске, и дети могут наблюдать за микромиром на большом экране. Есть такой микроскоп и в кабинете биологии.
Чем привлечь молодежь
«Технологическая революция» происходит сейчас не только в пилотной школе №19. Тем более что компьютеры и доступ к интернету появляется во все большем количестве учебных заведений.
Например, одна из учительниц русского языка и литературы тисульской школы №1, помимо основной дисциплины, учит детей рисовать по упрощенной методике, почерпнутой в интернете. После уроков, конечно. Сначала сама научилась, а потом и ребятишкам стала показывать. А в лицее №84 Новокузнецка дети изучают через интернет английский язык вместе с преподавателями из Ирландии. По скайпу.
Кстати, я заметила, что преобразования в школах стали понемногу привлекать в педагоги выпускников вузов. Хотя еще некоторое время назад они бежали от школ подальше в полном составе. А вот в нынешнем году один из молодых специалистов-историков рассказал, что почти вся его группа в КемГУ мечтала об учительской профессии, даже не всем удалось устроиться в школы. И строгость Профессионального стандарта педагога, и море отчетности, на которую жалуются учителя, эту молодежь не смущают: пока они видят в новых стандартах только возможность творить вместе с детьми.
Ирина Жукова.