Соцсети:
Актуальное

Храм интерактивности

1 сентября 2015 | Татьяна Фомина

Сегодня в Кузбассе начнут работу еще две цифровые школы. Мы попытались разобраться, что дает учителю и ученику «цифровой» статус.

Когда в Кемерове открылась такая суперсовременная школа №36, а было это два года назад, мы решили не руководствоваться первыми радужными во всех смыслах (микрорайон в обиходе называется «Радуга») обещаниями и планами чиновников, родителей и учеников на эту школу, а прийти сюда попозже, когда появятся первые выпускники, первые результаты. Так и сделали.

Проблемы роста

Школа почти с порога и с первых слов педагогов и директора Татьяны Вевер произвела очень хорошее впечатление. Даже не интерьерами, не продуманной профилактической мебелью, хотя они и необыкновенны, – а тем, что учителя показались открытыми, молодыми и веселыми. Нет в лицах напряжения и страха перед новым учебным годом. Ощущение, будто все радуются предстоящей встрече с детьми. При этом не чувствуется и некоторой надменности (вот, дескать, мы какие необычные!), как это бывает в некоторых престижных гимназиях и лицеях.
Директор не скрывает проблем. И главная заключается в том, что в школе не хватает мест, чтобы принять сюда всех ребятишек с микроучастка. Район разрастается, детей становится всё больше. Школа рассчитана на 550 учеников, а приняли в этом году ровно в два раза больше – 1100.
По словам Татьяны Вевер, есть и другие проблемы, но все они связаны с молодостью школы, то есть это проблемы роста, поиска собственного лица. Школа сейчас стремится стать культурным центром микрорайона, познакомиться с родителями и их между собой познакомить. Другая важная задача – молодых учителей нужно еще обучать, а педколлектив здесь на удивление молодой. Средний возраст – 38 лет. Из пятидесяти учителей пятеро – молодые специалисты, со стажем работы до трех лет. Процентов 70 – до 35 лет. Да еще и в этом году приняли семерых выпускников КемГУ.
Но зато у этих молодых горят глаза, они настроены на творчество. Это ведь всё сами учителя 36-й школы придумали: стилизованную карту мира, на которой отмечены места, где побывали ученики, и еще разные поучительные и забавные афоризмы на стенах. А в туалетах – таблички с правилами и формулами.

Накануне первого сентября: праздник в кемеровской школе №36 обещает быть  веселым. Фото Рашида Салихова

Накануне первого сентября: праздник в кемеровской школе №36 обещает быть веселым. Фото Рашида Салихова

Молодые спешат в учителя?

Пока мы ходим по коридорам и неспешно беседуем с директором, навстречу попадается высоченный молодой человек. Это Антон Харзин, он вышел на работу только два дня назад, учителем информатики. И сейчас полон энтузиазма. Оказывается, Антон окончил профессионально-педагогический колледж несколько лет назад, работал руководителем отдела в сотовой компании, но всё это время мечтал о школе. Переехал в Рудничный район и решился, наконец, попроситься на работу. Приняли.
Еще один молодой специалист – выпускник КемГУ нынешнего года историк Радик Галимуллин. Я спросила у него, почему он в учителя подался – не самый популярный среди молодых мужчин выбор сделал.
Радик ответил, что и в КемГУ пошел для того, чтобы стать учителем. А объем отчетности и конспектов его не смущает. Говорит, что в университете всему этому учили. Кстати, из его одногруппников, а это 28 человек, около половины пошли в педагоги.
– Из тех, кто хотел в школу, не у всех даже получилось устроиться, – посетовал Радик. – Некоторые в городе не смогли рабочее место найти – в деревню уехали.
Так что современная школа привлекает не только учеников, но и молодых учителей. Возможно, как раз своей необычностью и яркостью.

Компьютер в помощь

На вопрос о роли компьютеризации, технологических новинок в школе отвечали и учителя, и директор. Даже вот так, ребром: умнее ли дети, в современных условиях обучающиеся?
— Трудно сказать, умнее или нет, но образованнее точно, кругозор у них шире, – отвечали педагоги.
Пользуются техникой так. Поскольку в 36-й создана цифровая база, есть сервер и есть локальная сеть, по которой можно брать весь материал из любого кабинета, каждый учитель на своем месте может пользоваться интерактивной базой. У всех организовано рабочее место с компьютером и планшетом. Нужны какие-то пособия, картинки, таблицы – всё это выводится на интерактивную доску. Есть и цифровые электронные пособия: атлас растений на биологии, интерактивные карты и т. д. Есть два лингафонных кабинета для изучения иностранных языков (дети здесь изучают немецкий и английский).
Факультативно ведется предмет «Информационная культура школьника», на таких занятиях учат искать полезную и достоверную информацию.

Чего добились

Прежде всего, учителям за прошедшие два года нужно было поэтапно научиться работать на всей этой многочисленной технике. В этом году коллектив приступает к выпуску собственных электронных пособий и рабочих тетрадей.
– Мы хотим через сайт транслировать уроки в то время, когда большинство ребятишек болеют. Трансляцию мы планировали давно, а вот электронные рабочие тетради, в которых ребенок будет работать после того, как он просмотрел урок, – это новое. А поскольку есть и электронные дневники, все выполненные задания можно будет отправлять на сайт или электронную почту учителя. К новому году будут первые рабочие листы.
Доски в этой школе есть и интерактивные, и обычные меловые. Там, где дети много пишут, передвижные доски на колесиках. В классах по нескольку таких. И в каждом классе стоят конторки: если устаешь сидеть – можно постоять за ней. Можно и посидеть на диванчиках, они тоже имеются в кабинетах. Вообще мебель здесь рассчитана на то, чтобы здоровье у ребенка не портилось.
Есть и «специализированные» помещения для отдыха: фойе иностранцев, фойе путешествий, фойе учащихся начальных классов.

В бурно развивающемся микрорайоне «Серебряный бор»  36-я школа стала за два года существования настоящим культурно-образовательным   центром. Фото Рашида Салихова

В бурно развивающемся микрорайоне «Серебряный бор» 36-я школа стала за два года существования настоящим культурно-образовательным центром. Фото Рашида Салихова

Первые не подкачали

За два года работы в школе сложились свои традиции, своя система. Свои кружки и секции. Например, уже полгода работают семейные студии: изучения иностранного языка, русского языка и литературы. Эти студии посещают дети вместе с родителями. Есть свое телевидение, своя газета. Есть победители профессиональных конкурсов и система поощрения учеников, реализуется множество проектов.
К слову, в этом году первые девятиклассники сдали экзамены. Справились все 28 человек. Средний балл очень высокий – 4,3. Причем четверо ребят окончили с отличием, получили аттестаты особого образца.

Важнее компьютеров…

Вероятно, все учебные здания, которые будут у нас теперь открываться, начинят компьютерами и интер-активными досками под завязку. Это все очень эффектно выглядит по сравнению со старыми типовыми зданиями советских времен. Однако внешний лоск совсем не гарантирует высокого качества образования, ведь проблемы, присущие всей системе, и в современных школах никуда не делись. Это и старение педагогических кадров (как отмечалось на августовском педсовете, по некоторым предметам учителей пенсионного возраста в Кузбассе около 70%), и нехватка педагогов-предметников, и засилье отчетности у учителей, когда на детей времени не хватает, и огромные трудозатраты, не компенсирующиеся в полной мере заработной платой, и т. д., и т. п.
По мнению директора 36-й кемеровской школы, главное, что им удалось, – собрать творческий коллектив, способный решать самые сложные задачи.
Татьяна ФОМИНА.

Для справки

В этом году в Кузбассе выросло количество учеников. Год назад в школы пришло 276 тысяч учащихся, а в нынешнем – 283 тысячи. Первоклассников в прошлом году было 33 тысячи, а в этом – 34 тысячи.
С сегодняшнего дня в нашей области работают шесть цифровых школ.

Другие статьи на эту тему

Лаборатория инноваций

В Кузбассе обсудили механизмы нового экономического тренда

Профессия, полная открытий

В технопарке Физтех-лицея имени П. Л. Капицы в Долгопрудном Московской области объявлены 15 лауреатов Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2024». В финальном этапе – педагог из Гурьевска Марина Быданова. По результатам конкурсных испытаний она признана победительницей в номинации «Сохраняем традиции, смотрим в будущее».

Редизайн от отельера

Сегодня поговорим с молодым педагогом из Новокузнецка об индустрии гостеприимства.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс