Экзамен не заканчивается
Роль ЕГЭ в итоговом оценивании качества образования в России в ближайшей перспективе планируется минимизировать.
В дальнейшем внимание будет сконцентрировано на промежуточных результатах, чтобы к выпускным экзаменам у учеников была возможность улучшить их к одиннадцатому классу.
Об этом, в частности, шла речь на традиционном августовском совещании педагогов. Оно было посвящено теме «Совершенствование региональной системы оценки качества образования как условие эффективного развития образования Кузбасса».
Уже в 2016 году будет запущена система соответствующих контрольных работ в начальной школе, а потом и в шестых, и в седьмых классах. Это нужно для того, чтобы иметь возможность в течение всей учебы, а не только в конце, увидеть проблемы, например, в освоении математики, и решить их. А с математикой у нас, как показала ЕГЭ-кампания 2015-го, проблемы есть…
Нематематическая область?
По утверждению начальника департамента образования и науки Артура Чепкасова, у нас в регионе нет ни одной территории, где 100 процентов выпускников сдали профильную математику.
Вообще-то, в этом году почти по всем предметам, кроме математики, средний балл сдававших ЕГЭ в Кузбассе оказался выше среднего балла по стране. Приятно и то, что по сравнению с прошлым годом у нас увеличилось число высокобалльников (сдавших на 80-99 баллов), да и стобалльных результатов у нас стало больше: 117 у 112 человек.
Но вот проблему с обучением математике, как показал экзамен, решить пока не удается. И средний балл по этому предмету у нас вышел ниже, чем по стране, и количество не преодолевших минимальный порог, то есть заваливших экзамен, велико: 16,6 % от всех сдававших профильный уровень. Это более полутора тысяч человек. Базовый уровень не смогли преодолеть более 200 человек.
В прошлом году был один процент «пострадавших» от математики. Правда, тогда и минимальный рубеж был снижен, да и, как говорят сведущие люди, профильный уровень в этом году оказался очень сложным. Есть опасения, что и в последующем он не будет легче.
К слову, некоторая путаница возникла с пересдачей. Известно, что в этом году экзамен был разделен на базовый и профильный. Базовый легче, но он не дает права поступления на специальности, связанные с математикой. Профильный, который такое право дает, – значительно труднее. И некоторые из тех выпускников, кто собирался поступать на такие специальности, но завалил профильный с первой попытки, пошли на пересдачу. Но то, что она должна была состояться на базовом уровне, ребят не устраивало. О чем они и заявили.
Заместителю губернатора Елене Пахомовой пришлось позвонить руководителю Рособрнадзора, и выпускникам в нашей области было разрешено пересдать экзамен на профильном уровне. В итоге математику пересдали (кто на базовом, кто на профильном уровне) многие. Остались за бортом, то есть не получили аттестаты из-за неудовлетворительных результатов, около 180 человек, и они смогут еще раз попытаться «преодолеть высоту» в сентябре.
По техническим причинам
Об итогах ЕГЭ-2015 на нынешнем августовском педсовете в Кемерове говорили много – и при этом не обходя стороной сложности. Например, начальник департамента образования и науки Артур Чепкасов отметил, что особенностью этого года стало введение устной части в экзамен по иностранным языкам – так называемое говорение. Экзамен проводился так: рабочие места ребят были оснащены ноутбуками и наушниками с гарнитурой. Ответы записывались на электронный носитель. И в целом всё прошло нормально, однако избежать некоторых технических сбоев всё же не удалось. Пять человек завершили экзамен досрочно «по техническим причинам», как выразился Артур Владимирович. А один ответ эксперт не смог оценить из-за плохой слышимости записи. Так что в будущем году придется корректировать механизм.
Учитель, «научися» сам?
Известно, что огромные усилия прикладываются к тому, чтобы ЕГЭ проходил честно, без подтасовок и правонарушений. И в принципе в этом году экзамены признаны максимально объективными. Видеонаблюдение в пунктах проведения, полицейские с металлодетекторами, предварительная профилактическая работа сыграли свою роль.
Однако Елена Пахомова заявила об одной неожиданной коллизии. По ее словам, одна из проблем, которая в этом году проявилась особенно остро, – «это многочисленные нарушения порядка проведения ЕГЭ со стороны не детей, а организаторов, что говорит об их слабой подготовке. Так, например, 25 мая в ППЭ №812 был установлен факт вскрытия доставочного пакета организатором… в коридоре пункта проведения экзаменов. А это могло привести к аннулированию результатов участников ЕГЭ в конкретной аудитории. 8 июня в ППЭ-819 организаторами в аудитории не были прикреплены дополнительные бланки ответов №2 участников ЕГЭ, что не позволило объективно и в полном объеме оценить работу ребят. И таких фактов у Кузбассобрнадзора, специалисты которого присутствовали в пунктах проведения экзаменов в основной и в дополнительный периоды ЕГЭ во всех 34 территориях области, предостаточно. Все организаторы, нарушившие процедуру проведения экзамена, отстранены от участия в ЕГЭ. На четырех человек оформлены протоколы об административных правонарушениях».
Надо сказать, что всего было составлено 14 протоколов, в том числе девять в отношении сдающих экзамены, за шпаргалки и сотовые телефоны. Пересдача в текущем году этим ребятам не светит. А еще пять – в отношении организаторов. Помимо упомянутых, они допустили такие нарушения, как неверное время окончания экзамена, невыдача дополнительных бланков.
Что на новенькое?
Новым для выпускников 2016 года станет то, что по многим предметам в экзаменационных материалах для 11-х классов будут отменены вопросы с выбором ответов. А девятиклассникам предстоит сдавать четыре экзамена, а не два, как в этом году. Два обязательных, русский и математику, и два по выбору. И вообще экзамены в девятых классах всё больше будут похожими на экзамены в 11-х.
Еще один интересный поворот: значительно возрастет роль родительской общественности в оценке качества образования. Но это тема для отдельного разговора.
Татьяна ФОМИНА.
Кстати
Проект федеральной программы по созданию новых мест в общеобразовательных организациях до 2025 года
I этап (2016-2020 гг.):
к 2018-му ликвидировать 3-ю смену; к 2021-му перевести 1-4-е и 10-11-е классы на обучение в одну смену.
II этап (к 2025 г.):
перевести 100% обучающихся из зданий школ с износом 50% и выше в новые школы;
перевести 5-9-е классы на обучение в одну смену.