Одно полушарие — хорошо, а два — лучше!
Методик развития для детей сегодня великое множество. Среди набирающих популярность – правополушарные занятия, которые обещают развить образное мышление, воображение, память, цветовосприятие, музыкальные, творческие и многие другие способности малышей.
— Такие занятия необходимы нашим детям для сохранения врожденных способностей, а интересны они вообще в любом возрасте! — уверена кемеровчанка Ольга Богачева, которая работает правополушарным педагогом уже более двух лет. Она окончила истфак КемГУ в 2006 году, но и после университета продолжает учиться, участвует в различных семинарах, тренингах, в данный момент получает образование ноосферного педагога.
— Ольга, правополушарные занятия нынче в моде. Как думаете, в чем секрет успеха, причина популярности?
— Популярность правополушарных занятий действительно набирает обороты. Потому как развивать оба полушария — выгодно! Раньше система образования развивала и учитывала только левое полушарие, в результате чего мозг большинства людей работает всего лишь на три-пять процентов, даже у гениев — только на десять-двенадцать процентов. А как же остальные наши ресурсы? Обидно! Кстати, каждый ребенок рождается правополушарным, левое же начинает формироваться с трех лет и заканчивает формирование уже в школьном возрасте. Если педагоги и родители будут учитывать особенности развития детского мозга, мы можем добиться больших результатов!
— Чем же особенны полушария нашего мозга?
— Левое полушарие отвечает за логическое мышление, аналитическую деятельность, краткосрочную память, стратегию, речь. Правое — за творческие способности, целостное восприятие, образное мышление, долгосрочную память, интуицию (здесь рождаются идеи, фантазии, мечты). И – парадокс: можно быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом не придумать ничего нового. А можно быть творческим человеком и придумать множество идей… Но ни одну из них не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. И большинство людей именно такие, однополушарные. А если развивать обе «половинки», то образуются межполушарные связи и достигается целостное мышление. Тогда человеку становится легко творить и реализовывать свои идеи, он добивается успехов в своей деятельности. Именно этим мы и занимаемся с детьми на занятиях — развитием целостного мышления, гармоничной синхронизированной работы правого и левого полушарий головного мозга. Мы развиваем правое полушарие и соединяем его с левым. Происходит это мягко: в играх, творческих заданиях. Никто никого «не ломает».
— А почему вы работаете только с детьми до семи лет? Потом уже поздно?
— Нет, не поздно. Просто школьники так загружены школьной программой, что могут посещать занятия только в каникулы. А здесь важны все-таки система и регулярность. Хотя планы на работу с детьми постарше есть.
— Детская реакция на правополушарные занятия/игры — какая она?
— Она моментальная! На занятиях мы развиваем память, интуицию, воображение, занимаемся творчеством, проводим различные опыты, в которых ребенок получает знания путем собственного исследования, проживает эмоционально новый опыт и отлично всё запоминает. Те детки, кто ходит на занятия давно, уже достигли больших результатов: они обладают великолепной памятью, развитой интуицией, широким кругозором, легко потом учатся в школе.
В правополушарных занятиях дети участвуют с удовольствием. Занятия эти тематические и проходят в игровой форме, с учетом возрастных особенностей детей. Игровая деятельность меняется, подвижные игры чередуются с творческой работой за столиками, а после творчества мы обязательно танцуем, устраиваем физкульт-минутки.
— Родители могут что-то делать в этом направлении сами?
— Да, в специальных правополушарных играх.
1. Например, игра на развитие интуиции: в какой руке спряталась игрушка или под каким стаканчиком, в какой коробочке…
2. Память можно развивать в различных играх с карточками, а с маленькими детьми — с помощью игрушек. Это, например, запоминание последовательности, что где лежало. С помощью карточек или игрушек можно также определять, что пропало или, наоборот, появилось. А если добавить в игру платок и волшебную палочку, то можно предстать перед детьми фокусником.
3. Важны игры на развитие образов, воображение и фантазирование. Например: представляем себя различными животными, насекомыми. И одновременно можно изучать географию — кто и где живет на нашей планете.
4. Хорошо образное мышление развивает дорисовывание: представляем, на что может быть похожа клякса, облако. Так и дорисовываем абстрактную картинку.
5. Забавная игра — придумывание новых функций обычным вещам. Например, что можно сделать с палкой, вилкой или гвоздем. Включаем полет фантазии и веселимся от новых забавных идей. Например: вилкой можно расчесываться, рисовать с ее помощью красками, а можно зубчики украсить бусинками и бантиками и поставить вилку в вазу.
6. Правое полушарие отвечает за музыкальный слух, поэтому очень полезно слушать вместе с детьми классическую музыку, представляя, «о чем она». А потом пришедшие образы рисовать с помощью красок.
— А что полезно для развития синхронной работы мозга?
— Полезно развивать обе руки, играть на фортепиано, рисовать одновременно двумя руками. И делать несложные упражнений для синхронизации. Например, «ухо-нос»: левой рукой берёмся за кончик носа, а правой — за левое ухо. Потом одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук «с точностью до наоборот». Кстати, деткам это удается чаще, чем их родителям. Также полезны все упражнения с перекрестными движениями тела, допустим, правым локтем прикоснуться к левому колену и наоборот. Полезно заниматься «зеркальным рисованием». Это когда рисуешь одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга. Обязательно попробуйте!
Ведущая страницы «Детская комната» Анна Тимощук.