Соцсети:
Актуальное

Игра с интуицией

14 августа 2015 | Газета «Кузбасс»

На базе КемГУ прошел минималистичный перформанс «Частицы»

Звук и тишина

Сначала была тишина. В полном молчании пройти через условный лабиринт, собирая пазлы и кубик Рубика, словно отгадывая неизвестно кем и когда загаданную загадку, чтобы попасть в темный зал, где в качестве ответа – только ломаные, мятущиеся по экрану линии и одинокая, не менее ломаная пластика человеческого тела (исполнитель Марина Шаваровская). Нет, пожалуй, не ответы, а новые вопросы возникают в этом зале, где фон – видео на всю стену, а центр – трепетный человек. Фигура, практически бесполая единица в тисках бытия, сквозь которую с экрана проходит то равнодушный людской поток, то молекулярная сетка, то картины космоса. Последнее – твое же лицо, беспристрастно глядит на мятущуюся тебя. И зрители, и перфомансер каждый для себя в одиночестве и бессловесности ищут ответы на вопросы, рождающиеся сами собой через восприятие мира, в котором так много и одновременно, оказывается, так мало пространства. Каждый из нас на самом деле – поток частиц, это «я» и все мы одновременно, молекулы ДНК и черные дыры, пятна и круги, черные и белые… Всё это – «я», и, по сути, бесконечное движение приводит к единому – бесконечной встрече с самой собой.

Ч3-перфоманс-КемГУ
— Я бы не сказала, что целенаправленно работала в форме перфоманса, — улыбается Дина Дымова, хореограф-постановщик «Частиц». — Просто объем работы получился достаточно небольшой, и у меня смелости не хватает назвать это спектаклем. Скорее, это эксперимент. Это очень личная, очень интимная вещь. Причем интимна не столько мысль, которую я высказывала (на самом деле она сформировалась чуть позже), а какие-то чувства и ощущения, которые появились раньше. Когда я смотрела какие-то фильмы, читала какие-то книги, меня переполняли ощущения, причем настолько, что в конце концов они сформировались в какую-то мысль. Я сначала даже переживала: насколько получится преобразовать эти чувства в движения? А уже в процессе формировалась мысль, приходили нужные слова. Даже название «Частицы» родилось тогда, когда всё уже сложилось в общую картинку.

Избежать неизбежности?

Любой перфоманс — это, по сути, чистая игра с интуицией. Основных правил немного: время, место, объект и отношение творца и зрителя. Действие предполагает отказ от привычных представлений и не претендует на подход к нему как к произведению искусства. Не воспитывает, не делает выводов, не развлекает. Просто предлагает подумать. В «Частицах», например, явно видны эмоциональные устремления самого «организатора» действа – он переживает ситуацию, предложенную им же самим. Ситуацию без начала и конца.

Ч1_2-перфоманс-КемГУ
— Для меня очень важная часть представления – это беседа со зрителями, — объясняет Дина. — И я понимаю, что у многих от «Частиц» остается ощущение неизбежности чего-то. Но, скорее всего, здесь большое влияние оказывает музыка и чувства, возникающие от движения. Для меня здесь нет неизбежности. Но и «избежности» тоже нет. Это, скорее всего, не безысходность, а страх перед неизвестностью: что будет дальше? Всё взаимосвязано, и если пространство поглощается тьмой, это совсем не значит, что всё закончилось. Шаг в темноту, конечно, страшно сделать. Но на самом деле, может, в темноте зарождается что-то новое? А, наоборот, в белом свете – пустота, ничего нет? Поэтому для меня так важен момент встречи с собой. Мы можем состоять из частиц или античастиц. Каким ты себя видишь – такой ты и есть. Поэтому и была выбрана черно-белая цветовая гамма. Мы можем быть и белыми, и черными, а можем быть вперемешку. Как в этот момент ты себя воспринимаешь – это важно. Цвет абсолютно индивидуален!
Дина надеется, что она продолжит этот эксперимент. Многие вещи в этой попытке материализовать в пластике поток сознания остались «за гранью» добра и зла: эскизно и схематично проходят через экспериментальную философию отдельно взятого человека загадочные звезды, невероятные вселенные, черные дыры с невозможно притягательной гравитацией… И самое главное, что хочется ещё поработать с этими ощущениями «здесь».
Евгения Райнеш.

P.S. Личное наблюдение: на перфоманс не стоит ходить счастливым и сытым. Лучше всего проникаешься ощущениями пластики пространства, когда ты на диете, а в душе у тебя – раздрай личного свойства.

Другие статьи на эту тему

13 октября

Долгострой дождался звёздного часа

Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев вместе с журналистами и блогерами проинспектировал строительство ключевого студенческого объекта – кампуса Кемеровского госуниверситета.

05 октября

В КемГУ будут готовить врачей-стоматологов

В следующем году в КемГУ начнут готовить врачей-стоматологов и магистров по управлению сестринской деятельностью. Об…

07 июня

КемГУ потратит 15 миллионов на ремонт ботанического сада

КемГУ готов выделить 15 миллионов рублей на ремонт кровли оранжереи ботанического сада, сообщается на портале…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс